24 июня 2015
Правительство Беларуси разрабатывает проект Стратегии привлечения в республику прямых иностранных инвестиций на 2016—2020 годы. Специалисты рассчитывают, что их доля в общем объеме инвестиций вырастет до 18 %, а доля в ВВП достигнет 25 %

Правительство Беларуси разрабатывает проект Стратегии привлечения в республику прямых иностранных инвестиций на 2016—2020 годы. Специалисты рассчитывают, что их доля в общем объеме инвестиций вырастет до 18 %, а доля в ВВП достигнет 25 %.

Авторы проекта ссылаются на прогнозы ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), которая ожидает роста мировых инвестиций и в 2015 (на 38 %, до 1,75 трлн долларов), и в 2016 годах (на 5,7 %, до 1,85 трлн долларов). Разработчики отмечают, что для привлечения иностранного капитала необходимо совершенствовать инвестиционный и деловой климат, развивать инфраструктуру привлечения инвестиций и стимулировать приток капитала транснациональных корпораций.

Авторы документа подчеркивают, что Беларусь соответствует главным критериям, позволяющим привлекать прямые иностранные инвестиции. Прежде всего, это выгодное географическое положение между двумя огромными рынками — ЕС и ЕАЭС, причем второй открыт для Беларуси, а это более 180 млн. человек. Эксперты отмечают и  внутренние факторы — прогрессивное инвестиционное законодательство, льготные режимы осуществления инвестиций, природно-ресурсный потенциал, развитая инфраструктура, квалифицированная рабочая сила и низкий уровень преступности.

Разработчики документа надеются, что иностранные инвестиции будут способствовать равномерному развитию всех регионов Беларуси, а не стекаться только в столицу. Ориентировать инвесторов предполагается на региональную специализацию областей. Ставку, отмечают специалисты, нужно сделать на кластеры.

Брестская область специализируется на рыбоводстве, горнодобывающей промышленности, сельском и лесном хозяйстве, транспорте и связи. В области предусмотрено развитие таких кластеров, как кондитерско-пищевой, деревообрабатывающий (Пинск), транспортный (Брест), горнодобывающий (Микашевичи), а также кластера легкой промышленности (Брест, Пинск). Перспективными для инвестирования могут стать трансграничный туризм и логистика (вдоль трассы М-1).

В Витебской области предлагается развивать альтернативную энергетику и нефтехимический территориально-производственный кластер. Кроме того, в области организуют текстильный, швейный и деревообрабатывающий кластеры, учредят фармацевтический, льняной и обувной холдинги.

На Гродненщине ставка будет сделана на химический кластер. Также в связи со строительством в Островце АЭС в области планируется сформировать Северную промышленную зону. Приграничные районы рассматриваются как потенциал для развития трансграничного туризма. Беларусь может предложить инвестору и участие в разработке на территории Гродненской области месторождений мела, черепичной глины, цементного сырья, песчано-гравийных материалов, силикатных песков, известкового сырья и торфа.

В Минске ставка делается на автотракторостроительный кластер и кластер по производству мото- и велотехники, квадроциклов и скутеров. Кроме того, в столице и Минской области планируется развивать высокие технологии и формировать для этого инновационные высокотехнологичные кластеры. Планируется, что точками роста станут технопарки: уже действующий Парк высоких технологий, строящийся китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» и планируемый Национальный научно-технологический парк «БелБиоград».

Приход иностранных инвесторов в Гомельскую область авторы проекта также связывают с технопарками, в частности с Гомельским научно-технологическим парком.

Привлечь в регионы частный иностранный капитал должна интеграция мелких предприятий с местными промышленными гигантами. Планируется развитие кооперации, субконтрактации и аутсорсинга. Разработчики документа полагают, что иностранному капиталу могут быть интересны туризм и производство строительных материалов на основе местных сырьевых ресурсов.            

Проект стратегии также включает в себя перечень мер по улучшению инвестиционного климата Беларуси, в котором упоминается все, на что когда-либо обращали внимание эксперты и инвесторы. Авторы документа отмечают, что условия ведения бизнеса в стране станут еще более привлекательными, административная среда для осуществления инвестиций благоприятной, законодательство в сфере земельных отношений будет усовершенствовано. Кроме того, разработчики готовы обсуждать готовящиеся изменения условий хозяйствования с бизнес-кругами, принимать нормативные документы, согласованные с действующим законодательством и международными обязательствами страны, а также писать их простым и доступным языком.

Напомним, в 2014 году Беларусь привлекла более 15 млрд долларов иностранных инвестиций. Основная их доля приходится на Россию — 50,3 % от общего объема. Далее следуют Великобритания (23,8 %) и Кипр (7 %).

Самой привлекательной для иностранного капитала стала транспортная отрасль Беларуси, денежные вложения в которую составили 39 % всех иностранных инвестиций. Второй по популярности является торговля (38 %), третьей — промышленность (12 %). Наиболее привлекательный регион для инвестирования — столица страны. На долю Минска пришлось 85 % всех прямых иностранных инвестиций.