11 июля 2022

ИКЦ_памятник.jpg

Чтобы разъяснить тонкости подготовки документов для продажи или передачи руинированных и поврежденных недвижимых историко-культурных ценностей (ИКЦ), а также занятых ими земельных участков, Министерство культуры и Государственный комитет по имуществу подготовили подробный документ.

Все подробности можно найти в 7-страничном файле. Для тех, кто хочет быстро понять суть документа, Агентство подготовило краткую выжимку в виде вопросов и ответов.

1. Как происходит отчуждение ИКЦ, которые находятся в государственной собственности?

Отчуждение ИКЦ, находящихся в собственности Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 168 «О распоряжении государственным имуществом».

  • если стоимость ИКЦ больше 10 тыс. базовых величин – по решению Совета Министров Республики Беларусь (подпункт 2.1 пункта 2 Указа № 169);

  • если стоимость ИКЦ меньше или равна 10 тыс. базовым величинам – по решению государственных органов и организаций и по согласованию с Государственным комитетом по имуществу (подпункт 3.1 пункта 3 Указа № 169);

Если ИКЦ находится в коммунальной собственности, то компетенция на принятие решений в их отношении определена в соответствующих решениях местных Советов депутатов, принятых на основании Указа № 169.

2. Какие документы необходимы для принятия решения об отчуждении историко-культурных ценностей?

В случае продажи на аукционе:

  • выписка из регистрационной книги о правах, ограничениях прав на недвижимое имущество (если ИКЦ зарегистрированы);

  • документ, удостоверяющий право на земельный участок;

  • технический паспорт (при его наличии) либо ведомость технических характеристик;

  • заключение об оценке по определению рыночной стоимости (кроме случаев, когда отчуждение происходит на аукционе с начальной ценой равной одной базовой величине);

  • цифровая фотография;

  • информация об отнесении/неотнесении к объектам, находящихся только в собственности государства.

В случае отчуждения на безвозмездной основе:

  • дополнительно предоставляется согласие приобретателя;

  • документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица, индивидуального предпринимателя, удостоверение личности.

В настоящее время Указом № 169 возможность отчуждения без правоудостоверяющих документов установлена только для возмездного отчуждения. На рассмотрении в Администрации Президента РБ находится проект «О распоряжении имуществом». Этим проектом предусмотрена возможность продажи ИКЦ без технического паспорта и ведомостей технических характеристик.

3. В каких случаях ИКЦ могут выставлять на аукцион по цене, равной одной базовой величине?

Для этого необходимо определить обязательные условия такого отчуждения. Их перечень указан в п. 7 Положения о порядке распоряжения государственным имуществом, утвержденным Указом № 169 (далее по тексту – Положение).

Для ИКЦ пока не установлены специфические условия. Но проектом Указа «О распоряжении имуществом» предусмотрено обязательство по выполнению ремонтно-реставрационных работ в определенные договором купли-продажи сроки.

4. Когда ИКЦ могут предоставляться без проведения аукциона?

Перечень случаев, когда земельные участки предоставляются без аукциона, определен в п. 7 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».

В частности, без аукциона участок предоставляется инвестору (организации, которая реализует инвестпроект) для строительства объектов, предусмотренных инвестиционных договорами с Республикой Беларусь, в период действия таких договоров.

5. Какие требования законодательства об охране историко-культурного наследия распространяются на ИКЦ вне зависимости от вида аукциона?

  • необходимость подписания охранного обязательства в месячный срок;

  • необходимость продления ремонтно-реставрационных работ в порядке, установленным статьями 103, 104, 108, 114, 115, 119, 120 Кодекса Республики Беларусь о культуре

Невыполнение обязательных условий предусматривает возврат ИКЦ в государственную собственность по соглашению сторон или в судебном порядке.

6. Как проводится аукцион?

Порядок формирования и предоставления земельного участка в случае продажи на аукционе ИКЦ установлен Положением о порядке организации и проведения аукционов по продаже объектов в частную собственность или права заключения договора аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462.

В разъяснениях детально прописаны действия местных исполнительных комитетов, которые готовят аукцион (с. 4).

7. Можно ли получить рассрочку оплаты приобретенных ИКЦ?

При отчуждении ИКЦ покупателю по письменному заявлению может быть предоставлена рассрочка на срок от 1 до 3 лет с ежемесячным погашением платежей со дня заключения договора купли/продажи.

Срок предоставления рассрочки указан в заявлении. Покупатель вправе погасить платежи досрочно.

Государственный комитет по имуществу подготовил отдельные рекомендации по вопросу предоставления рассрочки, которые доступны на официальном сайте.

Отчуждение, залог находившегося в государственной собственности и приобретенного с рассрочкой оплаты ИКЦ допускается только после полного погашения платежей по рассрочке.

8. Какие дополнительные затраты нужно учитывать?

Согласно пункту 12 Положения покупатель ИКЦ в сроки, определенные в договоре купли-продажи, обязан возместить соответствующей территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним средства, затраченные на проведение технической инвентаризации (проверка характеристик объектов недвижимости и составление технического паспорта либо ведомости технических характеристик на соответствующее имущество).

9. Как происходит государственная регистрация приобретенных ИКЦ?

  • если отчуждаемые ИКЦ подложен воссозданию или реконструкции – государственная регистрация осуществляется одновременно после завершения реконструкции, тогда же возникают права покупателя на ИКЦ как на капитальные строения (п. 12 Положения);

  • если ИКЦ не подлежат восстановлению – объекты не подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Право собственности переходит к покупателю ИКЦ с момента выполнения обязательств по передаче.