В индустриальном парке под Минском строительные работы в самом разгаре. Их размах особо впечатляет, если учесть, что еще четыре месяца назад велась работа по созданию дорог и подземной инфраструктуры. А уже в конце года первый крупный объект «Великого камня» должен быть сдан в эксплуатацию.
Парк находится в 25 километрах от столицы рядом с аэропортом, железной дорогой и автомагистралью Берлин — Москва. Указ о его создании глава государства подписал в 2012 году. Власти предлагают инвесторам налоговые льготы в течение 10 лет, а также широкие возможности беспошлинного рынка стран Евразийского экономического союза и окно в Европу. В мае 2015 года главы Беларуси и Китая придали ускорение созданию «Великого камня». Что делается на площадке среди лесов спустя год с небольшим после встречи на высоком уровне?
— Первоочередная задача на повестке дня — завершить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры, — рассказывает Кирилл Коротеев, первый заместитель гендиректора «Компании по развитию индустриального парка». —На данный момент готовность инженерных сетей электроснабжения, водоснабжения, канализации, газоснабжения и связи составляет почти 100%, первых дорог общей протяженностью 13 км — 90%.
По его словам, готовность инженерных сооружений, таких, как водозаборные насосные станции, очистные сооружения дождевых стоков и хозяйственно-бытовых стоков, трансформаторные и распределительные подстанции, составляет от 40% до 90%. Первые сооружения будут готовы уже в августе. В целом необходимая инфраструктура будет доступна для резидентов уже этой осенью.
После осмотра подстанции и водоочистных сооружений мы направились на первый строящийся объект — логистический субпарк, который возводит China Merchants Group. Увиденное сильно впечатлило. Еще три месяца назад на площадку площадью 25 га вышла техника, чтобы рыть котлованы. А сейчас стоят мощные каркасы всех зданий первой очереди. А это три логистических склада площадью более 15 тыс. кв. м каждый; контейнерный терминал (площадка) — более 26 тыс. кв. м; здание бизнес-центра с гостиницей; выставочный центр; комплекс сопутствующих вспомогательных инженерных сетей и сооружений.
Среднее количество задействованного на строительстве объектов парка персонала составляет 1,2 тыс. человек с запланированным увеличением до 2 тыс. в ближайшее время. На объекте China Merchants Group трудятся преимущественно строители из КНР. Рабочий день у них начинается в 7 утра и длится до 9 вечера, с перерывом на обед с 12 до 14.
Рядом с объектом China Merchants Group «Компания по развитию индустриального парка» ведет строительство офисных и производственных зданий, которые будет сдавать в аренду будущим резидентам.
— Один наш резидент, компания ZTE, уже изъявил желание разместить здесь исследовательский центр. Банки проявляют интерес. Из Минска переедет офис нашей компании. Будем потихоньку обживать территорию и подавать пример другим, — говорит Кирилл Коротеев.
Кроме того, начались подготовительные работы на площадках, где разместятся крупные производственные компании. Их пока только две. Проект компании «Чэнду Синьджу», которая будет заниматься выпуском суперконденсаторов для электробусов, находится на стадии проектирования, к строительству компания планирует приступить уже в этом году. 13 га земли отведено для более известной компании Zoomlion. «Уже определены три вида техники, которые будет производить компания: 2 вида кранов и вакуумная мусороуборочная машина. У них стоит задача выйти на строительство производственной инфраструктуры в этом году. Такова реальная перспектива этого года», — резюмирует Коротеев.
Объем инвестиций в объекты парка уже превысил 100 млн долларов, а по итогам 2016 года сумма увеличится вдвое. По словам Коротеева, строительство внутренней и внешней инфраструктуры парка финансируется из нескольких источников. Но только 3,6% общего объема расходов — это средства бюджета Беларуси, остальное — это деньги инвесторов, управляющей компании, а также техническая помощь Китая. Есть льготный кредит китайского Эксимбанка, он выдан под гарантии правительства Беларуси, но обеспечивается уставным фондом совместной компании, в которой китайской стороне принадлежит 68% акций.
«Основная цель нашего субпарка — содействие белорусскому экспорту на пути в Китай. Никто, кроме China Merchants Group, учитывая их товаропроводящую сеть по всему миру, не сможет этого сделать. С их помощью мы намерены осуществлять поставки белорусской продукции в КНР. Или возьмем гостиницу в составе комплекса. Всегда в аэропорту была проблема с размещением пассажиров, пилотов. Потому что рядом не было отеля. Мы на данный момент можем закрыть эту нишу», — поясняет Коротеев.
— В проработке находится несколько десятков проектов. Но мы минимизировали практику подписания соглашений о намерениях. Потому что уже пора переходить в практическую плоскость.
— Какая работа проводится именно вами?
— Мы ведем работу по привлечению инвесторов и резидентов по всем каналам, каким только возможно. В фокусе нашего внимания не только Китай, но и Европа, Азия. Баварский химический кластер помогает нам привлекать в парк компании в области новых материалов и фармацевтики. Хотим создать инвестиционный и венчурный фонд, выйти на перспективный пул инновационных проектов.
— Резидентам предоставлены налоговые преференции. Этого недостаточно?
— Просто льготы — этого мало, просто инфраструктура — тоже этого недостаточно. Надо подходить комплексно. При Минэкономики работает целая группа экспертов, которая готовит предложения по льготам, механизмам, которые сдерживают привлечение инвесторов.
Еще одна задача — увязать стратегию развития парка со стратегией развития страны. Какие инвесторы нам нужны? Какие сферы мы хотим развивать? Можем ли мы допускать в парк не только новые технологии? В каких нишах нужны инвесторы, чтобы не создавать конкуренцию действующим производствам? Не открою, наверное, вам секрет, если скажу, что мы могли очень быстро заполнить инвесторами территорию парка, но они бы создавали конкуренцию действующим заводам. Не все министерства это приветствуют и поощряют. Вот это очень сложно увязать на самом деле. Найти тех, кто не будет создавать конкуренцию, но будет высокотехнологичен и так далее. Рабочая группа при Минэкономики должна решить и эту задачу. Тогда нам (управляющей компании), понимая стратегию, будет проще двигаться дальше. Мы с Zoomlion в ручном режиме выбирали те типы машины, которые в Беларуси не выпускаются. Это кропотливая работа. И один из факторов сдерживания.
— И еще хотел спросить про создание объектов жилищно-социальной инфраструктуры парка. Администрации парка совместной компании и Миноблисполкому поручено сформировать план и определить источники финансирования содержания данных объектов.
— Мы сегодня приступили к корректировке генерального плана парка. Сейчас рынок такой, что не будет востребована жилая застройка в прежнем объеме. Поэтому на первом этапе мы сокращаем количество потенциальных жильцов с 25 до 10−10,5 тысяч. Ввиду дефицита бюджета есть сложности и с созданием социальной инфраструктуры (детские сады, школы, поликлиники). В настоящее время ведем переговоры с министерством коммерции Китая, правительством КНР об очередном транше технической помощи, который позволит решить эту проблему и построить инфраструктуру за грантовые средства и даже, возможно, несколько жилых домов.
Мы уже проектируем один квартал. Когда увяжем его строительство со строительством социальной инфраструктуры, тогда приступим к возведению жилых домов. Жилье будет строить наша совместная компания. В процессе определимся, будет это арендное жилье или прямая продажа.
По материалам tut.by