22 ноября 2016
18 ноября в Министерстве по налогам и сборам состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию налоговой политики, таможенных процедур и системы бухгалтерского учета КСИИ при Совете Министров Беларуси

18 ноября в Министерстве по налогам и сборам состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию налоговой политики, таможенных процедур и системы бухгалтерского учета КСИИ при Совете Министров Беларуси.

В состав рабочей группы вошли представители Министерства финансов, Государственного таможенного комитета, БелТПП, Белорусского общественного объединения бухгалтеров и аудиторов, Белорусского союза налогоплательщиков, ведущих белорусских и иностранных компаний. 

Эксперты обсудили предложения по изменению отдельных положений постановления Министерства финансов N58 «О некоторых вопросах составления первичных учетных документов» от 21.12.2015 на предмет предоставления возможности единоличного составления первичных учетных документов белорусскими исполнителями при выполнении работ (оказании услуг) для иностранных заказчиков.

В ходе встречи члены рабочей группы отметили, что несмотря на прогрессивный характер данного постановления, соблюсти его на практике, особенно при осуществлении внешнеэкономических сделок, не представляется возможным.  

Так, документ определяет случаи единоличного составления первичных учетных документов (ПУД). Это возможно при заключении публичного договора между заказчиком и подрядчиком (исполнителем). 

По словам представителей ООО «АЛЮМИНТЕХНО»,  происходит ряд случаев при экспорте/импорте услуг, когда белорусской стороне крайне проблематично истребовать с иностранного партнера ПУДы с оригинальной печатью и подписью, поскольку в мировой деловой практике компании уже ушли от составления бумажных документов и строят свои бизнес-процессы на электронном документообороте. 

Такую же точку зрения высказали и представители адвокатского бюро «ВМП Власова, Михель и партнеры». Эксперты отметили, что для осуществления административных процессов белорусским компаниям, занимающимся экспортом услуг, приходится открывать офисы за рубежом, что способствует оттоку валюты из страны.    

Также в рамках заседания рабочей группы был поднят вопрос применения понятия «восстановление бухгалтерского учета» в контрольной деятельности. Специалисты отметили, что сегодня на законодательном уровне данное понятие и сам порядок восстановления четко не определены. Ни в одном законе не указано, что у организации есть право подтвердить осуществление хозяйственной операции посредством предоставления копий первичных учетных документов, констатировали представители адвокатского бюро «ВМП Власова, Михель и партнеры». 

В свою очередь, специалисты Министерства по налогам и сборам заявили, что при проверке организаций не сталкиваются с серьезными проблемами, предоставляя копии документов.

По итогам встречи эксперты договорились выработать и представить в Министерство финансов предложения по внесению изменений в постановление №58, касающиеся предоставления возможности единоличного составления первичных учетных документов.