23 марта 2015
Интервью директора Национального агентства инвестиций и приватизации Натальи Никандровой корреспонденту БелТА

Привлечение инвестиций — задача, смело занимающая лидирующие позиции в списке необходимых для нормального развития экономики. Чтобы процесс шел максимально эффективно и по возможности быстро, почти пять лет назад в Беларуси было создано Национальное агентство инвестиций и приватизации (НАИП), год тому — принят закон «Об инвестициях». Об успехах и направлениях деятельности на обозримое будущее корреспондент БЕЛТА побеседовал с директором НАИП Натальей Никандровой.

 

 

- Наталья Михайловна, как бы вы могли охарактеризовать прошедший год с точки зрения инвестиций в экономику Беларуси?

- Прошедший год был непростым: на чистой основе привлечено $1,8 млрд. Это связано с объективными причинами, как мне кажется, в том числе с той обстановкой, которая сложилась вокруг нашей страны. В частности, те иностранные инвесторы, которые, приходя в Беларусь, ориентируются на рынок Евразийского экономического союза, приостановили свои проекты и решили подождать позитивных изменений, посмотреть, как будет развиваться ситуация. Это, несомненно, свое действие оказало. Что касается оценки работы Национального агентства инвестиций и приватизации, то, считаю, что мы проделали большую работу. Те крупные мероприятия, которые мы организовали в прошлом году, были оценены достаточно высоко как правительством, так и инвесторами, которые принимали в них участие. Мы смогли донести информацию о нашей стране для тех, кто ранее не рассматривал Беларусь в качестве страны для инвестирования, они проявили интерес. В частности, мы получили около 20 благодарностей по итогам инвестфорума в Нью-Йорке. То есть информация была доведена, сейчас предстоит переходить от слов к делу. Но даже уже тот факт, что нас заметили, на нас обратили внимание, это уже большой прорыв.

- Организация инвестфорумов — наверняка не единственное направление, в котором работало агентство…

 — Да, было проделано много другой работы, в том числе в русле странового пиара. Например, мы разработали мобильное приложение, оно удобно в применении и актуально с учетом современных тенденций — всю информацию о нашей стране можно получить либо на мобильном телефоне, либо на планшете. Речь идет не только об общей информации о Беларуси, о ее экономическом и инвестиционном потенциале, которую, кстати, готовили не только мы, но и независимые консалтинговые агентства, но и о тех проектах, которые могут быть реализованы в республике.

- Ваш сайт, кстати, открывается сейчас сразу на английском языке. Это также одно из последних нововведений?

 — Наша аудитория больше иностранная, чем белорусская. Поэтому мы решили, что все-таки будет правильнее, если сайт будет открываться изначально на английском языке. Думаю, что любой сможет сориентироваться и увидеть, что сайт у нас работает на восьми языках, и выбрать тот язык, который будет для него удобным. К слову о сайте. В этом году мы планируем доработать сайт с тем, чтобы наш ресурс не просто содержал всю необходимую информацию, но и был удобным для использования. Планируем заняться активным продвижением сайта в интернете. Все нововведения необходимы для того, чтобы сайт агентства стал современной информационной базой, куда будут заходить инвесторы, знакомясь с инвестиционным потенциалом Беларуси. Это же касается и нашего мобильного приложения. Как показывает практика, сейчас все больше деловых людей используют именно мобильные гаджеты, стационарными компьютерами пользуются все реже.

- Чтобы было понятнее: какие еще аспекты вы вкладываете в понятие «страновой пиар»?

 — Это целый комплекс мероприятий, которые призваны повысить узнаваемость и привлекательность Беларуси. Например, в прошлом году к нам приезжал внештатный корреспондент Financial Times Эндрю Вробель, который готовил материалы о нашей стране для издания fDi Intelligance Magazine. Сам он является владельцем компании, которая занимается продвижением инвестиционного потенциала стран Восточной Европы, компания является владельцем сайта Why Emerging Europe, набирающим все большую популярность. На сайте размещены и видеоматериалы, и информация о возможностях регионов, и презентации компаний, ищущих партнеров для реализации инвестиционных проектов. Изначально этот сайт не предполагал того, что на нем появится Беларусь, потому что включенные в этот проект страны — это государства Европейского союза. Но благодаря тем добрым отношениям, которые у нас сложились сразу после первого визита Эндрю Вробеля в Беларусь, было принято решение сделать на сайте раздел и для нашей страны. Недавно он приезжал еще раз вместе с оператором, они снимали видео о Беларуси. Сейчас мы занимаемся наполнением «нашего» раздела.

- 1 января 2014 года вступил в силу закон об инвестициях. Какие позитивные изменения можно констатировать по прошествии года?

 — Несомненно, принятие закона было призвано помочь привлечению инвестиций, он впитал в себя лучшую мировую практику. Все то, что инвестору необходимо, что его беспокоило, все было закреплено в положениях, которые нивелируют риски. Что важно для инвестора и на что они всегда указывали? Прежде всего, на гарантию прав и защиту инвестиций. Сейчас в законе предусматривается возможность обращения инвестора в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров и в Арбитражный суд при Организации Объединенных Наций. Также в законе сформулированы основные принципы осуществления инвестиций в Беларуси, которые базируются на международном опыте, что также чрезвычайно важно. Речь идет о верховенстве права, равенстве всех инвесторов — как иностранных, так и отечественных, принципе разумности и добросовестности осуществления инвестиций, недопустимости вмешательства в дела частного бизнеса и других аспектах. Тем не менее, закон — законом, а практика — практикой. Пока сложно оценить, насколько те или иные положения документа повлияли положительно на практическую сторону дела. Сейчас можно точно сказать, что принятый закон является основой, на которую и должна опираться правоприменительная практика.

- Касательно законодательства — в каких направлениях вы видите дальнейшую работу?

 — Не подлежит обсуждению тот факт, что инвестиционный климат Беларуси требует дальнейшей доработки, изменений, улучшений. Это связано и с тем, что страны — конкуренты в борьбе за инвестиции зачастую имеют более интересные предложения в части различных преференций. Конечно, нам над этим нужно работать. В частности, это касается законодательства по вопросам приватизации. Сейчас Национальное агентство инвестиций и приватизации совместно с Всемирным банком реализует пилотный проект по приватизации восьми белорусских предприятий: ОАО «Барановичский комбинат железобетонных конструкций», ОАО «Белсантехмонтаж-2», ОАО «Автомагистраль», ОАО «Строительно-монтажный трест №8», ОАО «Медпласт», ОАО «Белгазстрой», ОАО «Конфа», ОАО «Минский маргариновый завод». Так вот те принципы и подходы, которые реализует агентство в проекте, выходят за рамки существующего законодательства. Есть много прогрессивных вещей, которые стоит перенять, чтобы процессы приватизации были в первую очередь эффективными, чтобы государство могло передать предприятие в надежные руки с уверенностью в том, что инвестор будет его развивать, создавать рабочие места, выпускать конкурентоспособную продукцию. Недавно мы подготовили и передали в правительство наши предложения по совершенствованию законодательства в части приватизации.

- Какие отличительные особенности проекта вы можете назвать?

 — Ну, например, Госкомимущество, которое также занимается процессами приватизации белорусских предприятий, не может привлекать к этой деятельности консультантов для поиска иностранных инвесторов, в то время как пилотный проект, реализуемый нами с Всемирным банком, предусматривает привлечение профессиональных компаний, специализирующихся на подготовке предприятий к приватизации. Они дают рекомендации, чтобы повысить привлекательность приватизируемых объектов в глазах потенциальных инвесторов. Также они готовят информационные материалы — тизеры, проводят маркетинговую кампанию на международном уровне. И, естественно, получают за это вознаграждение. В том числе вознаграждение за успех. То есть компания, которая привлекается в качестве эксперта, заинтересована в приватизации предприятия по более высокой цене, потому что от нее будет зависеть размер гонорара.

Отмечу также, что пилотный проект Всемирного банка предполагает широкую маркетинговую кампанию с освещением в ведущих мировых средствах массовой информации. Плюс непосредственный личный контакт с каждым инвестором. Во время процессов, которые мы проводили по поиску инвесторов для наших предприятий, сотрудники консультанта встретились с более чем 800 компаниями. Госкомимущество же не имеет права ни привлекать консультационные компании, ни платить им вознаграждение, информация о конкурсах подается в белорусских СМИ, которые не в состоянии донести информацию о планируемых сделках до зарубежной аудитории.

К нам недавно обратилась западная компания с предложением организовать конкурс по продаже государственной доли акций в СООО «МТС». Это частная компания, она успешно завершила несколько подобных сделок в Европе, владеет информацией о состоянии рынка и потенциальных инвесторах. Естественно компания хочет получить премию за успех. Но законодательством не предусмотрено привлечение консультантов, поэтому Госкомимущество не может их привлечь. Только с разрешения главы государства.

- Как проходит реализация пилотного проекта?

 — Условно процесс можно разделить на два этапа. На первом компании-инвесторы подают свои заявки, выражая тем самым заинтересованность в приватизации того или иного предприятия. Они говорят: нам интересно. Мы говорим: если вам интересно, покажите, насколько вы финансово состоятельны, чтобы участвовать в этом тендере, какой опыт имеется у компании, расскажите о себе. Далее компании предоставляют всю необходимую информацию. Удовлетворяющие критериям, которые мы к ним предъявляем, допускаются на предприятия. Это очень правильно, так как мы полностью изучили инвестора и знаем, на что он способен. Еще одним из отличий нашего проекта является тот факт, что изначально инвестор не владеет информацией об оценочной стоимости предприятия, по процедуре пилотного проекта мы ее не имеем права раскрывать. Это сделано специально для того, чтобы инвестор мог самостоятельно определить, сколько он готов заплатить за акции и сколько вложить в развитие предприятия в последующие годы. Заинтересованные инвесторы в течение месяца имеют право изучить предприятие. После этого они дают свое финансовое предложение, указывают стоимость, за которую они готовы приобрести предприятие. Плюс они заявляют определенный объем инвестиций, который готовы вложить в развитие. Все эти показатели являются факторами, которые, на втором этапе, влияют на принятие решения, какого инвестора выбрать. По процедуре, закрепленной в законодательстве на сегодняшний день, инвестору предприятие предлагается по большей из стоимостей: либо по оценочной, либо по балансовой. Это минимальная цена, по которой Госкомимущество имеет право продать предприятие.

- Какую цель ставите перед собой, реализовывая пилотный проект с Всемирным банком?

 — Мы хотим апробировать лучший мировой опыт на примере нескольких белорусских компаний, для последующего широкого применения в нашей стране, чтобы избежать тех последствий приватизации, которые стали основанием говорить о ней в негативном ключе. Пока мы не можем сказать, что какая-либо из сделок завершена, тем не менее, одна из них уже находится на рассмотрении в Администрации Президента. Если глава государства примет такое решение, то предприятие могут передать инвестору.

- Какие еще мероприятия запланированы на текущий год, над чем будете работать?

 — В текущем году нам предстоит решить ряд внутренних вопросов для того, чтобы мы могли эффективно работать, потому что сегодня мы несколько ограничены в части финансирования наших амбициозных планов. Одним из важных направлений работы агентства c иностранными инвесторами является оказание поддержки компаниям, работающим на территории Беларуси, — так называемая программа постинвестиционного сопровождения (after care). По статистике, 80% всех прямых иностранных инвестиций в мире — это реинвестиции, то есть они приходят от компаний, которые уже работают в стране. Нам важно поддерживать такие компании, их понимать. В этой части мы взяли на себя функции координатора консультационного совета по иностранным инвестициям, чтобы консолидировать всю информацию, все те проблемы, которые есть у инвесторов в Беларуси, с целью внесения изменений в законодательство, чтобы таких проблем больше не возникало. Мы приглашаем иностранных инвесторов, работающих на территории Беларуси, к участию в работе консультационного совета.

Второе, что касается after care: мы выступаем с инициативой создания в стране института инвестиционного омбудсмена, который позволит инвесторам в досудебном порядке решать возможные споры. Сейчас мы, в общем-то, в какой-то мере выполняем эти функции, но у нас пока недостаточно полномочий и специалистов, которые могли бы это все дело организовать.

Также мы планируем проводить дискуссионные мероприятия на различные тематики с привлечением как консалтинговых компаний, так и инвесторов, а также средств массовой информации. Одно из таких мероприятий будет нацелено на то, чтобы донести до аудитории пользу приватизации, что она может дать предприятиям. Кроме того, мы планируем организовать визит в Литву на приватизированные предприятия.

- Как планируете развивать пиар-активность?

 — Собираемся участвовать в различных инвестиционных выставках и форумах, например, в Объединенных Арабских Эмиратах, Швейцарии, Германии. Все это даст нам возможность показать страну. Также участвуем в австрийско-белорусско-российском форуме, белорусско-польском форуме малых и средних предприятий.

- Какие форумы будете организовывать самостоятельно?

 — Планируем организовать инвестиционный форум, который будет рассчитан больше на европейского инвестора, — так, как это было в Лондоне. Страна выбрана — это будет Турция, в октябре. Мы уже начинаем подготовительную работу. В скором времени должны согласовать конкретную дату. Мы рассчитываем, что это будет заметным событием, хотя и настроены на точечную аудиторию.

- Информационная работа также является одним из направлений вашей деятельности…

 — Мы будем готовить несколько информационных материалов по инвестиционному климату, в том числе в сравнении со странами-конкурентами, будем делать отраслевые обзоры, которые будут сопровождаться конкретными проектами. Предстоит сделать большую работу по доведению тех инвестиционных проектов, которые есть в настоящее время в нашей базе, до того состояния, чтобы они были интересны инвесторам. Мы предполагаем, что все-таки сможем вовлечь предприятия в инвестиционный процесс, убедить в том, что необходимо тщательно готовить концепции проектов, обоснование необходимости их реализации в нашей стране, их финансовой составляющей, желательно, с привлечением признанных международных компаний. Потому что наличие концепции или заключения, подготовленного экспертами, имеющими определенный вес в инвестиционном сообществе, позволит инвестору доверять цифрам и, как следствие, при определенных обстоятельствах со всей серьезностью обратить внимание на проект. На сегодняшний день цифры, которые представили наши предприятия, ничем не обоснованы и не подтверждаются, кроме их заверений.

- А как можно повысить эффективности работы вашего агентства?

 — Сейчас у нас много проблем с коммуникациями. В инвестиционном процессе каждый участник должен чувствовать себя членом единой команды и работать слаженно, как шестеренки единого механизма. На практике, скоординировать работу разных органов государственного управления, задействованных в реализации того или иного проекта, не имея на это достаточно полномочий, практически невозможно. Это происходит оттого, что у разных органов государственного управления существует разное мнение по одному проекту, процедуры достаточно забюрократизированы. Инвестор понимает, что представление своего проекта желательно делать в том кабинете, где будут принимать по нему решение и давать соответствующие поручения. Поэтому сегодня мы видим, что большой поток инвесторов идет непосредственно в Совет Министров либо в Администрацию Президента, а потом уже эти проекты «спускаются» к нам. Это неэффективно, отнимает время у тех людей, которые должны заниматься другими вопросами. К тому же о некоторых проектах, которые отправляются непосредственно в министерства или органы исполнительной власти, мы в НАИП даже не знаем.

Сегодня, исходя из нашего опыта, мы определили направления, которые наиболее интересны инвесторам, и пытаемся эти направления продвигать. Так, мы создали межведомственную рабочую группу при Совете Министров по проектам в области сбора, сортировки мусора и уничтожения отходов. Проекты презентуются заинтересованными, представляется их финансовая часть. Я вижу, что таким образом идет эффективная коммуникация между всеми государственными органами, принимающими решения на том или ином этапе, и инвесторами. Чтобы и все остальные проекты двигались достаточно эффективно, необходимо создание механизма такого взаимодействия и по другим направлениям. Над этим мы и будем работать в нынешнем году.

- Какие еще инициативы, направленные на повышение инвестиционной привлекательности Беларуси, исходят от Национального агентства инвестиций и приватизации?

 — У нас на сайте сейчас размещена база данных инвестиционных предложений, проектов госпредприятий, которые необходимо доработать. Надеемся, что эти проекты будут доработаны до такой стадии, чтобы их можно было представлять инвесторам. Кроме того, мы сейчас подключаем проекты частного сектора, приглашаем всех заинтересованных, которые ищут инвестора, присылать свои предложения в нашу базу данных, мы будем размещать их на сайте, предлагать наряду с проектами госорганов. Нам важно, чтобы инвестиции приходили в страну, а кто инициатор — государственное предприятие или частное лицо — это не столь важно. Если кому-то нужна помощь, мы с удовольствием поможем — поедем с этими проектами и на выставки, будем презентовать их в рамках визитов и т.д. Мы готовы работать активно, тем более у нас есть все возможности для этого.

Кроме того, мы готовим постановление Совета Министров, которое позволит инициаторам проектов как государственных, так и частных самостоятельно заходить в нашу базу данных. Они смогут зарегистрироваться у нас на сайте, размещать свои проекты, обновлять данные и т.д. Таким образом, они смогут в режиме реального времени держать свои проекты в актуальном состоянии, да и наше время сэкономят. На данный момент обновление идет вручную нашими сотрудниками как минимум раз в квартал.

Также мы внесли предложение, чтобы в нашей базе размещалась вся информация о земельных участках, которые могут использоваться для реализации инвестпроектов, в том числе те участки, которые будут передаваться инвестору по конкурсу. Сейчас такие проекты разрозненно находятся на сайтах органов исполнительной власти. Таким образом, инвестор сможет видеть всю информацию, неважно — передается участок без права оплаты за пользование в рамках инвестиционного договора либо без такого договора с этой оплатой через аукцион. Ну и поскольку к нам в агентство поступает достаточно много вопросов по проектам государственной инвестиционной программы, мы готовы, если на то будет согласие властей, на нашем сайте создать единую базу данных. Некоторые инвесторы действительно готовы реализовывать инфраструктурные проекты, например, на базе государственно-частного партнерства.

 

Источник: БелТА