25 сентября 2015

Условия для инвестиционной деятельности в Беларуси постоянно корректируются и улучшаются. О привлекательности Беларуси как объекта инвестиций в настоящее время и послекризисной перспективе рассказал председатель правления Дойче Банка в России Йорг Бонгартц.  

- Не слишком ли поздно Беларусь начала реформировать свою экономику?

- В начале либерализации нужно рассматривать, насколько экономика готова к этому процессу, какие есть предпосылки и какие внешние факторы будут играть роль. Одно дело — новые законы, другое — какие внешние и внутренние инвесторы будут реагировать на предложенные изменения. И третье — общеэкономический климат. Можно, конечно, спорить, нужно ли было все это начинать пять лет назад или стоило подождать, пока кризис пройдет. Но я думаю, что момент выбран правильный, потому что есть факторы, которые играют в пользу Беларуси даже сейчас. Но проводить начатый процесс нужно решительно. Тем более, касательно темпов реализации, я вижу, правительство и соответствующие участники процесса полны решимости.

- Что особенно важно для развития бизнеса в Беларуси?

- Всегда нужно учитывать, что экономики конкурируют друг с другом. И если Беларусь хочет привлечь иностранные инвестиции, нужно сравнить, что предлагают другие страны. Все факторы должны быть конкурентоспособны. В Беларуси есть привлекательные условия для иностранных инвесторов, в первую очередь – для производственных и экспортоориентированных: бесплатная земля, налоговые и таможенные льготы, относительно дешевые природные и трудовые ресурсы, низкая конкуренция во всех секторах экономики. 

Инвестору важно, чтобы у него была платформа для защиты своих интересов в случае возникновения рисков. Причем не только законы на бумаге, но и реальная практика. При наличии риска важно, чтобы соответствующие законы и нормы ставили Беларусь на один уровень с развитыми экономиками.

- Учитывают ли инвесторы негативные примеры, имевшие место в прошлом? 

- Каждый инвестор должен решить для себя вопрос, насколько такие случаи могут повторяться и какие на то причины. 

В других странах также были ситуации, когда иностранные или миноритарные инвесторы не получали тех прав, которые они должны были получить. К счастью, таких примеров немного.

Думаю, что вмешательство государства — важный момент, особенно когда инвестор должен выполнять требования, выдвигаемые государством. Например, если государство настаивает на сохранении рабочих мест. Если инвестор не может гибко реагировать, особенно в кризисной ситуации, когда сокращение штата бывает просто неизбежным, это повышает его риски. Поэтому здесь нужно найти адекватный баланс интересов. Я не говорю о полной либерализации без всякого госконтроля, но баланс необходим.

- Насколько интересно для инвесторов вкладывать в модернизацию производств во время кризиса, когда рынки нестабильны и отдачу трудно прогнозировать?

- Здесь нужно рассматривать общую картину инвестиций. Положительные моменты Беларуси для инвестора — возможность стать первым на этом рынке, низкая конкуренция между отраслями, географическое расположение. Отрицательный — необходимость привлечения ресурсов для инвестиций извне. Предоставление кредитных ресурсов, даже с капитальных рынков, затруднительно не только для белорусского рынка, но и для российских, немецких, английских компаний.

Однако есть возможность, в т.ч. для Беларуси, получить содействие международных финансовых институтов, например Европейского банка реконструкции и развития. Предоставление дешевых или доступных ресурсов актуально не только для Беларуси, но и в целом для региона.

Также хочу отметить недавние меры правительства для улучшения бизнес-климата — предоставление информации о структуре кредитного портфеля объекта инвестиций, упрощение регистрации. Для Беларуси это огромный плюс.

В топ-5 стран-инвесторов входят: Россия (59,6%), Кипр (14,2%), Соединенное Королевство (9,9%), Литва (2) %, Германия (1,2%).

- Какие сферы бизнеса наиболее привлекательны для инвестиций в Беларуси?

- Благодаря географическому расположению Беларусь привлекательна для инфраструктурных вложений. Нужно проанализировать, какие сферы привлекали инвесторов в последние два-три года. В первую очередь это телекоммуникационная отрасль. Для малого и среднего бизнеса интересен рынок производства продуктов питания. Были сделаны инвестиции в ритейл.

После завершения кризиса интересные возможности для инвестиций предоставит банковский сектор. Это может быть приватизация путем размещения акций банков на бирже или привлечение стратегического инвестора. Очевидно, что белорусское правительство это понимает. 

Второй перспективный сектор — машиностроение и оборудование. Особенно перспективен он с позиции экспортного потенциала в Россию.

Полагаю, что после нормализации ситуации на рынках здесь можно ожидать 30-процентного роста.

Интересен инвесторам розничный бизнес. Есть коммерческие перспективы после выхода из кризиса и у строительного бизнеса, который в сложившейся ситуации пострадал сильнее всего. Строительные компании должны иметь время для улучшения ситуации на собственных рынках, прежде чем начать инвестировать.

Большая часть инвестиций поступает в такие отрасли, как транспорт, торговля и обрабатывающая промышленность.

- Насколько адекватна оценка предприятий во время кризиса с точки зрения последующей продажи?

- Оценка обычно базируется на ожидании возврата. Сейчас нужно калькулировать несколько моделей, которые базируются на уже имеющейся информации — оценке балансов компании за последние годы, анализе рынков, прогнозе экономического роста в Беларуси и на рынках сбыта. Важно, чтобы все эти проекты сопровождались профессиональными консультантами, которые могут осуществить такую оценку.

- Однако эксперты во всем мире не могут спрогнозировать завершение кризиса. Можно ли в такой ситуации уверенно прогнозировать рост на рынках сбыта приобретаемого объекта?

- Действительно, прогнозы очень разнятся, и при этом рассматривается много факторов влияния. В своей деятельности мы понимаем, что готовность продажи стратегическим инвесторам (о продаже на биржах и капитальных рынках речь сейчас не идет) довольно низкая в силу того, что владелец не уверен в адекватности оценки. Здесь нужно больше информации о развитии и прогнозы, которые сейчас сложно давать. Но, думаю, уже ближайшие месяцы покажут, как будет развиваться ситуация в некоторых отраслях, странах и т.д. Нужно время, чтобы быть более уверенным в прогнозах.

- Если допустить, что после кризиса либерализация экономики в Беларуси не закончится, какую модель развития стоит выбрать нашей стране? 

- Я не сторонник выбора моделей для таких процессов. Не думаю, что нужно кого-то копировать. Нужно смотреть реально, где находится белорусская экономика и куда она хочет идти. Большую роль здесь будет играть развитие внутреннего рынка. Как почва для иностранных инвестиций наибольший интерес Беларусь представляет для России и Евросоюза. Соответственно, белорусская экономика должна становиться ближе и понятнее инвесторам из этих регионов. Более тесная интеграция белорусской экономики с экономиками России и ЕС — самое важное в выборе пути дальнейшего развития.

По материалам bel.biz