ГЧП в Беларуси
Государственно-частное партнерство (ГЧП)ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государства и бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в приоритетных отраслях экономики Республики Беларусь.
Суть ГЧП заключается в вовлечении частных ресурсов, в том числе знаний, технологий, опыта и денежных средств в развитие объектов инфраструктуры, традиционно относящихся к компетенции государства. При этом одной из отличительных особенностей ГЧП является четкое распределение ответственности и рисков между государственным и частным партнерами.
Центр государственно-частного партнерстваЦентр государственно-частного партнерства (центр ГЧП) создан 1 апреля 2014 г. на площадке Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики. 1 сентября 2016 г. в целях повышения потенциала Центра и эффективности его взаимодействия с государственными органами по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, Центр ГЧП перенесен в структуру государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации».
Основные функции Центра ГЧП:- проведение оценки предложений о реализации проектов ГЧП, в том числе концепций проектов ГЧП в соответствии с требованиями законодательства;
- организационно-техническое и информационное обеспечение работы Межведомственного инфраструктурного координационного совета;
- разработка и актуализация совместно органами государственного управления Национальной инфраструктурной стратегии Республики Беларусь;
- консультирование органов государственного управления и частного бизнеса по вопросам ГЧП и стратегического инвестирования в целях развития инфраструктуры;
- участие в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере ГЧП;
- распространение актуальной и достоверной информации о развитии ГЧП в Республике Беларусь среди заинтересованных;
- повышение квалификации представителей органов государственного управления, организаций и иных заинтересованных в реализации проектов ГЧП;
- консультирование органов государственного управления, организаций, в том числе частной формы собственности, банков, общественных объединений и иных заинтересованных по вопросам ГЧП и стратегического инвестирования в целях развития инфраструктуры;
- формирование рынка проектов ГЧП в Республике Беларусь;
- обеспечение межгосударственного обмена опытом по развитию ГЧП, в том числе участие в экспертных рабочих группах по ГЧП.
Проекты
Название проекта | Инициатор проекта | Предварительная стоимость капитальных затрат | Срок реализации | Описание проекта | Текущий этап подготовки |
Реконструкция автомобильной дороги М–10: граница Российской Федерации (Селище) - Гомель – Кобрин, км 109,9 – км 195,15 | Министерство транспорта и коммуникаций | 200 млн. долл. США | Конкурс | ||
Проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в г. Ганцевичи по ул. Парковой» |
Ганцевичский райисполком |
4,8 млн. долл. США |
10 лет | Проект предполагает строительство в городе современного и технически оснащенного здания физкультурно-спортивного комплекса включая ванны для детей, плавательный бассейн на 4 дорожки, спортивный зал для игровых видов спорта, тренажерный зал, открытую волейбольную и футбольную площадку с искусственным покрытием, сезонный каток для катания на коньках под навесом для 8 500 человек Ганцевичского и соседних районов. Комплекс будет предоставлять дополнительные услуги по фитнесу, оздоровлению. | Поиск средств для подготовки ТЭО |
Строительство магистральной автодороги в г. Гомеле протяженностью 41,35 км, с учетом строительства моста через реку Сож и пяти путепроводов | Гомельский областной исполнительный комитет | 190 млн. долл. США | 54 года | Проект предполагает строительство 5 участков объездной дороги вокруг г. Гомеля протяженностью 41,35 км. , строительство пяти путепроводов и одного моста через реку Сож, функциональное и техническое обслуживание объекта после завершения строительства с целью ускорения, увеличения и перенаправления транзитных грузопотоков через город Гомель. |
Поиск средств для подготовки ТЭО
|
Строительство инклюзивной школы в г. Барановичи |
Барановичский горисполком |
10 млн долл. США | 15 лет | Проект предполагает обеспечение доступности образования, создание условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития, разностороннее развитие обучающихся, задаваемое государственным стандартом дошкольного образования в полном объёме в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, повышение качества образовательных услуг, предоставляемых населению г. Барановичи. |
Поиск средств для подготовки ТЭО
|
Строительство детских дошкольных учреждений в регионах Минской области |
Минский облисполком |
17 млн. долл. США |
15 лет |
Проект предполагает строительство, эксплуатацию и техническое обслуживание 4 детских дошкольных учреждений в разных регионах Минской области.
|
Обновление документов предложения и подготовка конкурсной документации
|
Создание дома круглосуточного пребывания для пожилых граждан и людей с инвалидностью повышенной комфортности «Дом для всех» |
Крупский райисполком |
4 млн. долл. США | 15 лет |
Проект «Дом для всех» предусматривает дальнейшее развитие медико-социального обслуживания в современных условиях в части повышения доступности и качества медико-социальных услуг, продолжения функционирования системы социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с использованием комплексного подхода к решению указанных задач и применением инновационных методов работы при условии создания условий повышенной комфортности для жизнедеятельности. Основная цель проекта – оказание качественных платных медико- социальных услуг нуждающимся гражданам и членам их семей на постоянной или временной основе; создание комфортных условий для оздоровления пожилых граждан и инвалидов; оказание медико-диагностических услуг.
|
Поиск частного партнера
|
Правовая основа
Правовая основа ГЧП в Республике БеларусьЗакон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 345-З «О государственно-частном партнерстве» можно ознакомиться по ссылке
Постановление Совета Министров 6 июля 2016 г. № 532 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года «О государственно-частном партнерстве» по ссылке
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27 июля 2016 г. № 49 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года «О государственно-частном партнерстве» по ссылке
Обучение
- Методические материалы по ГЧП
- Руководство по подготовке проекта ГЧП
- Изменения в законодательстве о ГЧП
- Алгоритм заполнения концепции проекта ГЧП
- Оценка эффективности проектов в ЕАЭС
ГЧП в мире
История развития механизма ГЧП
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественных задач известно давно. Еще в начале 18 века Мухаммед Али-паша Египетский использовал «концессии», чтобы получить доступ к частным услугам по минимальной цене, при этом наиболее прибыльными для концессионеров были проекты в области железнодорожного транспорта и строительства дамб. Большая часть ранней инфраструктуры США была также построена на принципах, которые можно назвать государственно-частным партнерством, включая первую национальную железную дорогу (Нью Джерси, 1815 г.) и большую часть современной электрической сети. Однако активное распространение по всему миру механизм ГЧП получил в 20-21 веках.
На данный момент центры по развитию ГЧП есть в большинстве стран мира, в том числе в странах ЕАЭС (Россия, Казахстан, Армения, Кыргызстан). Передовыми странами по использованию ГЧП являются Великобритания и Австралия, в которых механизмы ГЧП активно реализуются на практике с 1990 гг.
Данные по мировому рынку ГЧП за 2019 г.
Источник: Inframation news
Полезные ссылки
Ресурсы международных организаций по ГЧП:
- Информация Всемирного банка
- Информация ЕЭК ООН (UNECE)
- Информация ЭСКАТО (ESCAP)
- Европейский экспертный центр ГЧП (EPEC)
- PPP Knowledge Lab
Ресурсы по ГЧП стран-участниц ЕАЭС: