В Исполнительном комитете СНГ прошло шестое заседание Экспертной группы по развитию механизмов государственно-частного партнерства в рамках Евразийского экономического союза. На минской деловой площадке собрались члены экспертной группы, представители органов государственного управления, международных организаций, а также транспортных предприятий Беларуси.
Участники встречи обсудили вопросы развития ГЧП в транспортной инфраструктуре, подходы и требования к подготовке и реализации проектных инициатив. Представители российских и казахстанских уполномоченных органов и бизнеса поделились с белорусскими коллегами опытом реализации проектов государственно-частного партнерства в данной сфере, а также на конкретных примерах рассмотрели риски коммерческого и финансового закрытия таких проектов.
В ходе заседания эксперты подчеркнули, что ГЧП – это не только вовлечение частной стороны в проекты, но и распределение рисков между сторонами. В автодорожной сфере, которая предполагает серьезные катальные затраты, необходима соответствующая поддержка со стороны государства для обеспечения системного повышения качества и дальнейшей эксплуатации проектов.
"Механизм государственно-частного партнерства является достаточно эффективным способом привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты. У Беларуси большие перспективы. В прошлом году вступил в силу закон "О государственно-частном партнерстве". В рамках этого закона был подготовлен ряд подзаконных нормативных документов. Таким образом, сформирована основная нормативная база, которая позволяет сегодня осуществлять эти проекты", - отметил заместитель министра экономики Павел Утюпин.
Реконструкция автодороги М10 - первый проект, который Беларусь планирует реализовать на принципах ГЧП.
«В этом году мы начнем процесс выбора частного партнера. С учетом прохождения всех необходимых процедур реконструкцию дороги мы планируем начать во второй половине 2018, - рассказал первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко. - Благодаря активной работе ЕБРР в подготовке нашего проекта задействован квалифицированный консорциум консультантов. Успешно завершен первый этап диалога с участниками рынка ГЧП, во время которого большое количество крупнейших игроков высказало высокий интерес к нашему проекту, равно как и международные финансовые институты».
В будущем по автодороге М10 предполагается прохождение одного из маршрутов Шелкового пути с последующей интеграцией в европейскую транспортную систему.
«Развитие международных транспортных коридоров придает дополнительный импульс промышленности и деловой активности, повышает мобильность рабочей силы и грузов, приносит ряд дополнительных экономических выгод во взаимодействии стран», - заверил Алексей Авраменко.
Государственно-частное партнерство - это модель сотрудничества государства и бизнеса, которая позволяет реализовывать важные социальные проекты с помощью инноваций, капитала и ресурсов частного бизнеса, без перегрузки бюджета. В самом общем виде контракт ГЧП предполагает, что частный партнер создает и в течение оговоренного контрактом срока (обычно 10-20 лет) обслуживает инфраструктурный объект, за что получает из бюджета фиксированные платежи. По истечении срока контракта актив переходит в собственность государства.