База инвестиционных
предложений / интерактивный
портал «Дорожная
карта инвестора»
Интерактивный портал
Дорожная карта инвестора
  • Почему Беларусь?
  • Инвестиционные возможности
    • База инвестиционных предложений
    • Государственно-частное партнерство
    • Аналитические обзоры отраслей
  • Бизнес-среда
    • Преференциальные режимы
    • Ставки основных налогов
    • Законодательная база
    • Институт налогового консультирования
    • Путеводитель инвестора
    • Наши партнеры
  • Об агентстве
    • Наши услуги
    • Платные услуги
    • Структура агентства
    • События
    • КСИИ
    • Вакансии
    • Международное сотрудничество
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Newsletter
  • Контакты
  • Забыли пароль?
Главная>Пресс-центр>ГЧП в Беларуси: смогут ли чиновники воспринять бизнес как партнера? >Новости
  • Новости
  • Newsletter

+375 17 200 38 05

+375 17 226 48 51

mail@investinbelarus.by

E-mail рассылка

Подпишитесь на ежемесячную рассылку, чтоб самыми первыми получать актуальную информацию о новых инвестиционных проектах, идеях и аналитических обзорах отраслей


ГЧП в Беларуси: смогут ли чиновники воспринять бизнес как партнера?

17 Октября 2016
Этим летом вступил в силу закон «О государственно-частном партнерстве». Пока можно только гадать, сработает ли данный механизм взаимодействия государства и частного бизнеса, успешно работающий во всем мире, и в Беларуси

Этим летом вступил в силу закон «О государственно-частном партнерстве». Пока можно только гадать, сработает ли данный механизм взаимодействия государства и частного бизнеса, успешно работающий во всем мире, и в Беларуси.

Сегодня наблюдается высокий интерес к государственно-частному партнерству, а совместные проекты бизнеса и государства уже вошли в практику в развитых странах.

Если коротко, то ГЧП – это взаимодействие государства и бизнеса, которое позволяет государству реализовать важные социальные проекты без значительной единовременной нагрузки на госбюджет – при помощи инвестиций частного бизнеса. На деле это выглядит так: частный бизнес строит (или модернизирует) и обслуживает в течение оговоренного срока определенный инфраструктурный объект, получая при этом возмещение затрат за счет платежей из бюджета. По окончании контракта объект переходит в собственность государства.

В Беларуси Закон о государственно-частном партнерстве был принят в декабре 2015 года. В июле 2016 он вступил в силу.

Необходимость в ГЧП возникает, как правило, в тех сферах, за которые государство традиционно несет ответственность: это транспортная, социальная, коммунальная сферы, а также инфраструктура, образование и здравоохранение. Для примера: на принципах ГЧП построены дороги, мосты во многих странах Европы, функционирует метро в Лондоне, построены и управляются здания судов Нидерландов, тюрьмы в Щвейцарии, больницы во Франции и др.

Предварительно в Беларуси в список приоритетных пилотных проектов было отобрано семь. На сегодняшний день уже находится в разработке проект по реконструкции автомобильной дороги М-10: граница РФ – Гомель – Кобрин.

Как рассказала «Ежедневнику» начальник управления экспертизы инвестиционных проектов и государственно-частного партнерства Минэкономики Ирина Каленчак, на данный момент заключено соглашение с Европейским баком реконструкции и развития на подготовку проекта для проведения конкурса по данному проекту. «Сейчас консультанты отрабатывают технические решения, юридическую и финансовую схемы. В ходе проработки станет понятно, за что отвечает государство, а за что частный партнер, какие платежи возможны и с какой стороны», – пояснила представитель ведомства.

Частный партнер данного проекта будет определен по итогам конкурса, а основные условия реализации проекта, а также требования к частному партнеру будут определены в конкурсной документации, пояснили в Минэкономики.

Также известно, что на подступах к проработке находятся еще два проекта: реконструкция комплекса зданий УЗ «Городская клиническая больница №3 г. Гродно» под «Гродненский областной клинический онкологический диспансер» и строительство детских дошкольных учреждений в регионах Минской области.

Что может получить бизнес от ГЧП?

По словам Ирины Каленчак, если говорить о государстве, оно надеется получить от данного механизма сотрудничества (ГЧП) современную  инфраструктуру (например, дорожную, социальную и иную), в результате эксплуатации которой качество услуг для населения улучшится.

И вполне очевидно, что привлечение частного партнера позволяет повысить эффективность реализации проектов, так как бизнес зачастую имеет больший опыт применения передовых технологий, а также более эффективно управляет рисками, в том числе за счет управленческих решений.

А вот вопрос, который волнует участников рынка: какие преимущества может получить от такого сотрудничества частный партнер, ведь его надо как-то заинтересовать вкладывать инвестиции в государственные проекты?

В Минэкономики считают, что бизнес от данного взаимодействия сможет получить доступ к новым сферам деятельности, которые ранее традиционно принадлежали государству, а также приобретение репутации на рынке. «Но самое главное – это стабильный доход на вложенный капитал на протяжении всего срока реализации проекта, а это где-то 10-20 лет», – отметила Ирина Каленчак.

Сработает ли?

Можно догадаться, что необходимость реализации механизма ГЧП в Беларуси обусловлена банальной нехваткой бюджетных средств. В этих условиях данный механизм предлагает разделить с бизнесом финансовое бремя, риски и распределить необходимые затраты во времени.

На первый взгляд все выглядит замечательно: обе стороны объединяют ресурсы и реализуют проект. Но напрашивается много вопросов: это и глубина вмешательства государства в проект, и вопрос разделения ответственности и рисков, а также гарантии возврата вложенных частным бизнесом средств и др.

В Минэкономики объясняют, что каждый проект – это индивидуальная проработка и все вопросы будут решаться в каждом определенном случае отдельно. «Но общий подход такой: государство контролирует качество услуг, а бизнес ведет свою деятельность», – пояснила Ирина Каленчак.

В целом понятно, что государственно-частное партнерство – это достаточно сложный инструмент, и будет ли он работать в белорусской действительности, вопрос остается открытым. Так, например, на взгляд участников рынка, самое важное условие для того, чтобы механизм ГЧП в Беларуси сработал – это готовность государства посмотреть на бизнес как на равноценного партнера.

Источник: ej.by

Поделиться новостью в социальных сетях:

Вернуться

+375 17 200 38 05

+375 17 226 48 51

mail@investinbelarus.by

E-mail рассылка

Подпишитесь на ежемесячную рассылку, чтоб самыми первыми получать актуальную информацию о новых инвестиционных проектах, идеях и аналитических обзорах отраслей


Почему Беларусь?

  • Новости
  • Контакты

Инвестиционные возможности

  • Инвестиционные проекты
  • Государственно-частное партнерство
  • Аналитические обзоры отраслей

Бизнес-среда

  • Преференциальные режимы
  • Ставки основных налогов
  • Законодательная база

Об агентстве

  • Наши услуги
  • Структура агентства
  • События
  • КСИИ
  • Вакансии
  • Условия использования

220030, г. Минск, ул. Берсона, 14

Телефоны: +375 17 200 81 75, +375 29 690 09 44

E-mail: mail@investinbelarus.by


!ДипПредставительства.png
logo_minec.jpg

© 2020 Официальный сайт Государственного учреждения 

 "Национальное агентство инвестиций и приватизации"

Разработка сайтов — ArtisMedia