25 февраля 2016
Индустриальный парк «Великий камень» с начала своей реализации у всех на устах

Индустриальный парк «Великий камень» с начала своей реализации у всех на устах. Оно и понятно: если все пойдет по плану, проект позволит Беларуси стать одной из узловых платформ инициативы «Один пояс — один путь», что в перспективе принесет в экономику страны ежегодные многомиллиардные вливания. Об итогах работы в 2015 году и задачах на год текущий рассказал первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл Коротеев.

- Кирилл Юрьевич, можно ли выделить какое-то событие, которое в 2015 году стало знаковым для индустриального парка «Великий камень»?

- Думаю, что это приход в парк компании «Чайна Мерчантс Групп» и начало реализации проекта по созданию логистического субпарка. Для нас это означает появление реальных шансов на участие в инициативе «Один пояс — один путь» и всего, что с ним связано. Сейчас идет формирование инфраструктуры будущего Шелкового пути. Много об этом говорят, проводят форумы, встречаются. Но четкого маршрута, как именно он пройдет, пока нет. Как нет ясности и по его так называемым узловым точкам. Да, есть несколько морских и сухопутных вариаций. И если с морским маршрутом несколько проще, то для сухопутного есть масса возможностей. Понятно, что некоторые государства, например, Россия, будут участвовать в любом случае. Участие же остальных под вопросом. Каждый хочет стать элементом Шелкового пути, причем не просто элементом, а узловой платформой. Пока одной из узловых платформ позиционируется и наш парк. С приходом «Чайна Мерчантс Групп» шансов стать таковой больше, потому что Беларусь будет не просто территорией, через которую будут проезжать или пролетать грузы, здесь будет идти их обработка, производство товаров. То есть это будет реальный пункт на экономическом поясе Шелкового пути. Чтобы увеличить шансы, мы будем инициировать межправительственное соглашение между Беларусью, Китаем и одной из стран Балтийского региона о трансконтинентальном сотрудничестве в сфере логистики. Если все пойдет по плану, то это даст звено, которого нам недостает, — море. Кстати, «Чайна Мерчантс Групп» учредила совместное предприятие с Литовскими железными дорогами. Также будет активно прорабатываться в этом году проект покупки порта. И все это в рамках инициативы «Один пояс — один путь».

- Если говорить о реализации проекта по строительству парка в целом, что сделано в прошлом году?

- Мы были сконцентрированы на создании инженерно-транспортной инфраструктуры, строительство которой велось в условиях параллельного проектирования. В прошлом году была разработана и прошла государственную экспертизу проектная документация в части строительства дорог и инженерных сетей, а также пяти площадок инженерных сооружений. Речь о водозаборных сооружениях 1-го подъема, насосной станции 2-го подъема, канализационной и дождевой насосных станциях, очистных сооружениях дождевых стоков, централизованной котельной. Готова документация по очистным сооружениям хозяйственно-бытовых стоков, разработанная с учетом повышенных требований к степени очистки сточных вод.

- Успеваете ли строиться в срок?

- Мы строимся в сжатые сроки — вдвое быстрее нормативных. Уже практически уложено дорожное полотно и проложены инженерные сети в границах красных линий семи улиц стартовой зоны парка общей протяженностью 13 км. Не буду подробно рассказывать о том, что мы делаем сейчас, но скажу, что завершить строительство инженерных сооружений планируем в октябре текущего года.

- Чьими силами ведется строительство?

- В среднем в год на строительстве было задействовано около 150 единиц техники и 400 человек. Причем порядка 90 единиц техники и 320 человек — от белорусских подрядных организаций. Как известно, генеральным подрядчиком по строительству выступает ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМС», которое входит в концерн «Синомач». Субподрядчиками выступают ОАО «Стройтрест №3 Ордена Октябрьской революции», «Минскпромстрой», «Белтрансстрой» и «Белгазстрой». Реализует проект наше СЗАО.

- А если говорить о выполненных работах в денежном выражении?

- За счет средств китайско-белорусской управляющей компании проектных и строительно-монтажных работ в 2015 году выполнено на $48 млн. За счет технико-экономической помощи КНР профинансированы работы по строительству трансформаторной подстанции и линий электропередач на сумму $6,4 млн.

- С итогами все понятно, давайте поговорим о планах на текущий год. Какие главные цели для себя ставите?

- Цель номер один — чтобы зарегистрированные резиденты приступили к строительству. Для нас это очень важно. Наиболее близко к этому ЗАО «Чайна Мерчантс СиЭйчЭн-БиЭлАр Коммерческая и Логистическая Компания», которое, как я уже говорил, будет строить логистический субпарк. Проект предполагает складское хранение, грузоперевозки авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом, распределение, погрузку и переработку товаров, таможенный контроль, а также торговлю. За год планируется построить 100 тыс. кв.м недвижимости, освоить около $90 млн. Заявлен очень большой темп, очень много рисков. Тем не менее, инвестор на это идет. Пока происходят вертикальные подготовительные работы, равняется грунт. Как только позволит погода, строительство будет начато.

- Как дела обстоят у других резидентов?

- Приступает к проектированию ООО «Цзюйсинь „Солод Технология”, сейчас мы решаем вопросы по земле. Напомню, это проект по производству пивоваренного солода мощностью 300 тыс. т с общим объемом инвестиций $112 млн. Он интересен стопроцентным экспортом готовой продукции в КНР, обязательства которого уже взял на себя инвестор.

Следующим будет производственное унитарное предприятие „Зумлион Бел-Рус”. Предполагается производство в Беларуси специализированной техники „Зумлион”, в том числе строительной, автобетоносмесителей, автобетононасосов, автокранов, техники для уборки дорог. Сейчас определяется конкретная номенклатура, после этого будет техническое задание на проектирование. Но землю им мы уже отвели, а это высокая степень готовности. Похожая ситуация с ООО „Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие” (организация производства суперконденсаторов, а также оборудования и материалов для рельсового транспорта на территории парка. — Прим. БЕЛТА), которое сейчас делает несколько разных предпроектных проработок, но они однозначно заверяют, что в этом году приступят к реализации.

- То есть все больше китайские компании…

- Пока да. Но, например, белорусское ООО „НаноПектин”, которое планирует построить завод по производству пектина по новой технологии, также находится в стадии проектирования и проработки источников финансирования. Есть несколько белорусских компаний, готовых реализовать проекты в области фармацевтики, с которыми также прорабатывается вопрос резидентства.

- Велики ли шансы, что в обозримом будущем в парк придут компании с европейским капиталом?

- Шансы есть, но европейские компании, как правило, приходят на готовый продукт. Причем речь не только о построенной инфраструктуре и льготных условиях. В той же Германии полно индустриальных парков с привлекательными условиями. Европейцам важно наличие кластерной политики, чтобы, например, производитель медпрепаратов мог сразу же увидеть, у кого можно выгодно закупать сырье, комплектующие. Китайские же компании пока готовы финансировать „поле”, они готовы взять на себя большие риски.

- Исходя из какой стратегии вы сейчас работаете с Европой?

- Чтобы европейские компании пришли в парк, причем пришли серьезно, а не просто с точечным производством чего-то для галочки, нужно проделать кропотливую работу. Мы сегодня выстраиваем отношения с Германией, с консультантами Баварского химического кластера, который включает в себя такие концерны, как Basf, Bayer. Работаем с немецким правительством. Сейчас необходимо сертифицировать парк. Экологические сертификаты, сертификаты качества для европейцев очень важны. Поэтому даже несмотря на то, что наш парк находится на этапе проектирования и строительства, мы хотим пригласить специалистов и получить соответствующие сертификаты. И это будет одно из конкурентных преимуществ парка на нашем рынке в глазах европейцев.

И главное, что необходимо понимать: чтобы пришли действительно высокотехнологичные и инновационные предприятия, сначала должны быть созданы все необходимые условия, включая развертывание деятельности первых предприятий, в том числе той же отрасли.

- Насколько сильно влияет непростая ситуация в мировой экономике на приход инвесторов?

- Сказать, что не влияет, было бы неправдой. Но, например, китайские компании инвестируют даже в кризис, поскольку понимают, что после спада происходит подъем, они видят перспективу, чего нам, к сожалению, иногда недостает. С европейцами сложнее, но не просто было и до кризиса.

- А стратегию развития парка менять не планируете?

- Конечно, мы как управляющая компания должны отслеживать, понимать ситуацию и принимать верные решения. По работе с инвесторами стратегию развития менять не планируем, поскольку даже несмотря на непростую экономическую ситуацию в мире предложения у нас есть — подписано около 20 актуальных соглашений о намерениях. Другое дело — административное и жилищное строительство. В скором времени будем выходить с инициативой в правительство, чтобы уменьшить количество запланированного к строительству жилья и административных площадей. Сейчас мы хотим сконцентрироваться на развитии промышленности. На землю есть спрос, есть конкретные проекты.

- Планируются ли изменения в плане законодательного регулирования деятельности парка?

- Наша цель — сделать все возможное, чтобы привлечь выгодного инвестора. И мы понимаем, что уже нужно делать послабления к тем требованиям, которые существуют. Поэтому создана рабочая группа при Минэкономики, готовится проект указа, где заложены инновационные, в чем-то экспериментальные подходы. Детально рассказывать о них пока преждевременно, но скажу, что мы подробно изучили опыт наших соседей, которые, кстати, далеко зашли в плане грамотного стимулирования, привлечения инвесторов, посмотрели на успешные опыты, например, на Дубайскую СЭЗ, которая сейчас очень активно развивается. К сожалению, Беларусь не может позволить прямого финансирования строительства, поэтому мы должны идти по пути других стимулов.

- Как по-вашему, если все предложенное в документе будет принято и реализовано, будут ли условия ведения хозяйствования в парке „Великий камень” конкурентоспособными по сравнению с аналогичными проектами в Евразийском регионе?

- По сути, мы и сейчас вполне конкурентоспособны. Но в проект указа мы закладываем, повторю, инновационные и даже экспериментальные подходы, которые позволят нам создать еще более конкурентоспособный режим. На самом деле инвестору важны не столько льготы и преференции — ему важны стабильность, снижение административных барьеров, понятный порядок взаимодействия с государством, минимизация бюрократических процедур. К сожалению, на сегодняшний день несмотря на то, что у нас есть администрация парка, которая должна работать по принципу „одного окна”, нам еще далеко до мировых стандартов работы с инвесторами. Указ направлен на решение и этих вопросов. — Какие еще планы и задачи определены на 2016 год? — Помимо создания инженерно-транспортной инфраструктуры в текущем году начнут возводиться объекты первых резидентов и сопутствующей застройки. Так, к концу 2016 года на стартовой площадке парка будет готово 13 км дорог, проложены сети электро-, газо- и водоснабжения, канализации, связи. Из инженерных сооружений — локальный водозабор, насосные станции, очистные сооружения хозяйственно-бытовых и дождевых стоков. Кроме того, заработает трансформаторная подстанция 110/10 кВ мощностью 50 МВт. С высокой степенью готовности планируем возвести объекты логистического субпарка. Будут решаться вопросы рационального жилищного строительства — китайской стороной предложено возвести несколько жилых домов в районе парка за счет технико-экономической помощи КНР.

- А если вести речь не только о строительстве?

- Мы продолжим популяризацию проекта. Без постоянной популяризации люди забывают, что есть такой белорусский парк. Работаем с посольствами, причем сейчас уже не просто рассказываем о том, что будет, но и о том, что уже есть: инфраструктура, первые резиденты, которые не просто получили этот статус, а заключили договоры, получили землю, осуществили первые инвестиции. Подписать договор и на бумаге стать резидентом — это фактически ничего, а вот когда денежные отношения начинаются — это уже серьезно.

Также планируем начать работать с ведущими мировыми СМИ. Начнем с малого — с той прессы, аудитория которой является потенциальным инвестором.

Планируем активно участвовать в выставках. Основной акцент по-прежнему делаем на Китай, второй рынок — Евросоюз. Не оставим без внимания и выставки в дальних странах.

Следующий шаг — мы хотим вступить в организации свободных экономических зон индустриальных парков, к примеру, Всемирную федерацию свободных экономических зон.

Ведем точечную работу с китайскими компаниями. То есть не просто в форумах и ярмарках участвуем, а налаживаем контакты по конкретному списку фирм, которые раньше проявляли заинтересованность в сотрудничестве с парком. Посещаем, рассказываем, убеждаем, что в Беларуси лучше, чем где бы то ни было.

Источник: БелТА