— Наталья Михайловна, как вы оцениваете итоги белорусско-американского инвестиционного форума?
— Вполне позитивно. Мы даже не ожидали такого интереса со стороны американского бизнеса. Первые отзывы, поступающие от участников, свидетельствуют, что форум прошел успешно. Я понимаю, что многие ожидали реляций не о числе участников, а о количестве подписанных контрактов и их суммах. Вынуждена разочаровать: пока об этом говорить не приходится. Инвестиционный имидж страны создается годами, это долгая и кропотливая работа. Любой факт, каждая оценка может носить двоякий смысл. Например, в СМИ можно встретить упоминание о том, что в рейтинге Всемирного банка Doing Business наша страна находится между Фиджи и Сент-Лусией. Но почему-то умалчивается, что Беларусь со своим 63-м местом на 2 позиции опережает Италию (где не комплексуют из-за положения в рейтинге между той же Сен-Лусией и Тринидадом), на 12 позиций — Чехию, на 33 — Китай. Впрочем, за строчками рейтингов стоят более серьезные и менее известные факты. Поэтому мы и организуем форумы, чтобы рассказать об особенностях инвестиционного и налогового законодательства, представить обзоры рынков и экономики в целом, выслушать независимое мнение международных компаний.
Белорусский инвестиционный форум в г. Нью -Йорк
Отмечу и политический аспект. Выступая на нью-йоркском форуме, заместитель помощника госсекретаря Эрик Рубин заявил, что США будут помогать американскому бизнесу, который пожелает работать в Беларуси, заверил в отсутствии ограничений для размещений белорусских бумаг на американских фондовых площадках. Кроме того, на форуме присутствовал депутат законодательной Ассамблеи штата Нью-Йорк и ряд высокопоставленных чиновников, занимающихся вопросами инвестиций, что подтвердило бизнесменам высокий представительский уровень мероприятия не только с белорусской, но и с американской стороны. Всего же в форуме участвовали более 180 представителей американских компаний, банков и инвестфондов, в т.ч. достаточно известных. Некоторые из них уже имеют в своем портфеле суверенные белорусские облигации и удовлетворены таким приобретением. Поэтому они заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве в этой сфере. Репутация надежного заемщика кое-чего стоит, так что ее можно считать одним из «активов», оправдывающих расходы на форум.
Широко были представлены на встречах в Нью-Йорке компании IT-сектора, заинтересованность в диалоге по вопросам инвестирования выказала General Electric. Известный производитель силовых установок MTU Friedrichshafen видит перспективы сотрудничества с БелАЗом. У крупных поставщиков труб нефтегазового ассортимента есть интерес к продукции БМЗ. Ряд компаний намерены предпочесть Беларусь в качестве площадки для ведения бизнеса в Евразийском экономическом союзе. Однако сегодня не решен ряд вопросов, которые требуют урегулирования на уровне международных двусторонних соглашений.
— Например, обновления соглашения об устранении двойного налогообложения, которое между нашей страной и США было заключено еще во времена СССР, или соглашения о защите инвестиций?
— Насколько я знаю, такие договоренности не ратифицированы американской стороной. В любом случае двусторонние договоренности будут закрепляться, и на форуме было заявлено о взаимных шагах в этом направлении.
— Предыдущие инвестфорумы в Лондоне и Франкфурте не привели к прорыву в притоке прямых инвестиций, поэтому отношение к ним у многих белорусских предпринимателей и экспертов чрезвычайно скептическое. Насколько справедлив такой взгляд? Что дают такие форумы в краткосрочной перспективе, или же нам стоит рассчитывать лишь на создание имиджа, который даст отдачу только в отдаленном будущем?
— Мгновенного результата здесь быть не может. Целью таких мероприятий является информирование, привлечение внимания зарубежного бизнеса, появления у него желания расширить географию своей деятельности. Договора и соглашения о сотрудничестве появляются позднее — когда проведен анализ, сделаны оценки и выводы, сопоставлены риски и доходность, выбрана стратегия, получено согласие собственников. На это порой уходят годы — ведь речь идет не о разовых спекулятивных операциях, а о стратегических долгосрочных инвестициях.
Например, сейчас мы сопровождаем французскую компанию, которая планомерно, раз в два месяца приезжает в Беларусь, чтобы изучить ситуацию в регионах и выбрать производственную площадку. Компания остановилась на 2 вариантах. Теперь прибыл HR-менеджер для оценки трудовых ресурсов и расходов на обучение персонала. И все это — лишь часть процесса.
— Инвесторы, которые выражают заинтересованность в организации дела в Беларуси, больше склоняются к проектам «гринфилд» или не пугаются и приватизационных?