29 марта 2018
Задача по привлечению инвестиций занимает одну из лидирующих позиций в списке необходимых для нормального развития экономики. Чтобы решать ее максимально эффективно и по возможности оперативно, в Беларуси было создано Национальное агентство инвестиций и приватизации. Что удалось сделать в прошлом году и каких целей планируется достичь в 2018-м? На эти и другие вопросы ответил исполняющий обязанности директора НАИП Денис Мелешкин.
- Денис Владимирович, как бы вы могли охарактеризовать прошедший год с точки зрения инвестиций в экономику Беларуси?
- Положительные тенденции наблюдались как в экономике в целом, так и в инвестиционной деятельности. Результат прошлого года по инвестициям в основной капитал - темп роста составил 105,3%. Причем надо отметить, что инвестиции поменялись структурно: более высокими темпами (119,5%) росли инвестиции в оборудование, машины и транспортные средства. Это говорит о том, что организации вкладывали не в стены, а в активную часть основных фондов, которые принимают непосредственное участие в процессе производства товаров, работ или услуг. В 2017 году иностранные инвесторы вложили в экономику Беларуси $9,7 млрд, что составляет 113,7% к уровню предыдущего года. При этом инвестиции от прямого инвестора составили за 2017 год Br7,63 млрд, темп роста - 110,3%. Иностранные инвесторы создают новые производства, расширяют действующие. Сегодня в Беларуси реализуются такие крупные проекты, как создание деревообрабатывающего производства в Сморгони ИООО "Кроноспан", строительство производственно-логистического комплекса в Сморгони ООО "Белагротерминал", создание промышленного производства лекарственных средств ООО "Новалок". Кроме того, китайская корпорация DRex Food Group Co., Ltd. планирует построить несколько молочных ферм в Витебской области, немецкая компания Polipol Holding GmbH планирует инвестировать в мебельное производство в Брестской области. И таких примеров много. Надеемся, что положительные тенденции, которые наблюдались в 2017 году, закрепятся и разовьются в текущем периоде. Все предпосылки для этого есть.
- Какие итоги работы НАИП в 2017 году можно назвать ключевыми?
- Говоря об итогах, будем исходить из основных уставных задач агентства. Одна из них - формирование положительного имиджа страны. По моему мнению, именно с этой задачей агентству удалось справиться лучше всего. У многих на слуху такие крупные инвестфорумы, как Belarus. Invest in tomorrow в Люксембурге, Белорусский инвестиционный форум в Минске, инвестфорум в Сингапуре. Мероприятие в Люксембурге вызвало большой интерес у представителей европейского бизнеса. Оно собрало более 200 участников, белорусскую делегацию возглавлял премьер-министр Андрей Кобяков. Предприниматели со всей Европы специально приехали узнать о Беларуси, что называется, из первых уст, получить ответы на вопросы, завязать контакты. Можно сказать однозначно, что форум поспособствовал повышению узнаваемости Беларуси. Не менее важным событием стал Белорусский инвестиционный форум в Минске. На нем были широко представлены сферы, в которые страна ожидает приток инвестиций, в первую очередь иностранных. Присутствовали не только европейские, но и азиатские инвесторы.
- Как сработало агентство в части привлечения и сопровождения иностранных инвесторов?
- В этой связи также есть позитивные тенденции: в прошлом году к нам обратилось на треть больше иностранных компаний, чем в 2016-м. Особенно важно, что в конце 2017 года мы заложили прочную основу для работы агентства как проектного офиса. Речь идет о закреплении сотрудников за каждым инвестором, а также его сопровождении на всех этапах - от знакомства со страной и ее законодательством до полной реализации проекта.
- Еще одно направление работы агентства - приватизация...
- В прошлом году НАИП продолжило работу по проекту с Всемирным банком по приватизации восьми белорусских предприятий. Дальше всего продвинулись по ММЗ, был интерес отдельных инвесторов. Работа велась с переменным успехом. Пока проект не закрыт, в этом году продолжаем. Кроме того, мы отобрали и правительство одобрило 4 новых предприятия для поиска стратегических инвесторов: в нефтехимической отрасли ОАО "Крион" и ОАО "Лакокраска", в легкой промышленности ОАО "8 Марта" и ОАО "Лента". Мы планируем привлечь к сотрудничеству опытных международных консультантов. У предприятий появится уникальная возможность воспользоваться услугами международных экспертов высокого уровня, чтобы повысить свою привлекательность без финансовых затрат как со своей стороны, так и со стороны бюджета. Также стоит сказать, что агентством предложены различные методы привлечения стратегических инвесторов в дополнение к "стандартной" приватизации. Речь идет о допэмиссии акций предприятий, создании совместного предприятия и прочих вариантах, которые позволят не ограничивать инвесторов в выборе возможностей инвестирования.
- В свое время в структуру НАИП был включен Центр государственно-частного партнерства? Над какими проектами сейчас идет работа?
- Решение о включении Центра ГЧП в состав агентства - это один из этапов выстраивания общей системы привлечения инвестиций в страну. В прошлом году мы сильно продвинулись по проекту реконструкции автомобильной дороги М10.
Кроме того, активно занимались проектами по строительству детских садов в Минской области, онкодиспенсера в Гродно. В ближайшее время рассчитываем на проведение заседания Межведомственного инфраструктурного координационного совета, после чего пойдет движение в направлении поиска частных партнеров. Плюс совершенствование законодательства. Сотрудники центра принимают активное участие в разработке нормативной правовой базы ГЧП. Например, участвуют в подготовке документов, необходимых для реализации проекта реконструкции автомобильной дороги М10.
Также практика показала, что требует корректировки закон "О государственно-частном партнерстве" и постановление Совета Министров №532 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года "О государственно-частном партнерстве". Вся работа по активизации института ГЧП - это коллективная деятельность, в которой мы взаимодействуем с государственными органами Беларуси, а также рядом международных организаций: ЕБРР, МФК, Всемирным банком, ЕЭК ООН, Евразийской экономической комиссией и другими.
- От итогов - к задачам. Как в 2018 году планируете действовать в части формирования положительного имиджа Беларуси за рубежом?
- Первый международный форум, который планируем провести в текущем году, будет в Японии. Это будет совместный проект с посольством Беларуси в Японии, Белорусской торгово-промышленной палатой, Могилевским облисполкомом. Ориентировочные даты проведения - 10-11 мая. Речь идет о двух городах: инвестиционная часть пройдет в Токио, региональная и торговая - в Осаке. Нам очень важно представить Беларусь в Японии, потому что пока инвестиционное сотрудничество двух стран на недостаточном уровне.
Также осенью планируем провести форум выставочного характера в Китае. Но нельзя забывать и о европейском направлении. Сейчас прорабатываем возможность организации мини-форума в Испании. Активно сотрудничаем с белорусским посольством, определяемся с форматом.
- По какому принципу выбираете страны для проведения инвестиционных форумов? Не распаляемся ли мы, из года в год проводя мероприятия в разных странах? Возможно, стоило бы сосредоточиться на одном-двух направлениях?
- Мое мнение заключается в том, что на данном этапе формировать положительный имидж страны за рубежом надо максимально широко. Поэтому мы и идем по пути организации инвестиционных форумов в разных странах и регионах: сегодня Люксембург, вчера Сингапур, позавчера Турция и т.д. Вообще, если бы это было возможно, можно было бы хоть каждый день форумы проводить. Однако есть определенные ограничения, в том числе финансовые, все-таки многое делается за счет бюджета.
- Будет ли в этом году Белорусский инвестиционный форум в Минске?
- Что касается форума в Минске, то с большой вероятностью в этом году мы его проводить не будем. Хотя изначально это мероприятие планировали, потому что концепция проведения предполагает регулярность. Другой вопрос, что БИФ 2017 года не показал той результативности, на которую мы рассчитывали. По сути, мероприятие во многом повторяло форум, проведенный в 2016 году. Поэтому в этом году хотим взять паузу, чтобы подумать над форматом. Возможно, сделаем упор на живую дискуссию, например, на предмет стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Беларусь.
- О чем идет речь?
- Речь о страновой стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций до 2030 года. Это должен быть стратегический документ, своего рода дорожная карта. Стоит задача определить, в каком направлении должна двигаться Беларусь в вопросе привлечения инвестиций. Но это будет не сугубо научный труд - там будут прописаны конкретные мероприятия, их исполнители и четкие сроки.
Разработать стратегию помогут международные эксперты, но в работу будет включена вся страна, НАИП выступит координатором вместе с Министерством экономики. Рассчитываем, что в третьем квартале этого года проект будет у нас на руках.
- Какие еще задачи ставите перед коллективом НАИП на 2018 год?
- Особое внимание нужно уделить переходу на работу в формате "проектного офиса". Много говорю об этом, так как вижу ключевую роль такого формата в привлечении конкретных инвесторов.
Принцип "проектного офиса" заключается в полном сопровождении инвестора с момента его первого захода в Беларусь и вплоть до заключения инвестдоговора и реализации проекта. Работа в этом формате началась, мы уже закрепляем конкретного сотрудника за конкретным инвестором, проектом. И они устанавливают тесную взаимосвязь, оказывают всестороннюю поддержку.
- Сами ищете инвесторов или работаете с теми, кто придет?
- У нас два основных источника. Первый был и остается - те, кто пришли. Сказать, что в агентство приходят крупные инвесторы, было бы неправильно.
Тем не менее, есть инвесторы, которые в дальнейшем создают юридические лица, реализуют проекты. Второй источник - инвесторы, которые попадают к нам через наше взаимодействие с государственными органами. Сейчас мы плотно этим занимаемся: обзвонили, объездили все госорганы на уровне заместителей руководителей, попросили их дать инвестпроекты - как новые, так и те, по которым работа уже ведется, чтобы мы подключились к работе, решали определенные вопросы и в целом сопровождали их реализацию.
Сегодня нам надо завоевывать авторитет, показывать, что мы полезны. Особенно что касается работы с инвесторами.
- Как еще можно повысить эффективность работы агентства?
- Ответ прост: прежде всего, необходимо ежедневно вкалывать. Сегодня у нас есть уставные задачи: сопровождение проектов, продвижение имиджа страны, координация ГЧП и другие. Каждый сотрудник, включая директора, должен кропотливо работать над их реализацией. Условия все созданы.
Дополнительное повышение эффективности работы агентства мы видим в изменении статуса НАИП путем переподчинения правительству. Это предусмотрено проектом указа по совершенствованию деятельности НАИП, который уже внесен в Администрацию Президента. Мы полагаем, что это также позволит усилить координацию работы государственных органов по привлечению иностранных инвестиций, повысит оперативность принятия мер.
Также поставлена задача оживить работу Консультативного совета по иностранным инвестициям. Это хорошая площадка для общения иностранного бизнеса и государственных органов. В настоящее время она востребована не в полной мере.
- Одна из инициатив НАИП прошлых лет - создание института инвестиционного омбудсмена. На каком этапе находится проект?
- Я бы сказал, что этот проект реализуется. В условиях оптимизации госструктур создание дополнительного института не видится целесообразным. Во многом уже сейчас агентство выполняет функции омбудсмена по спорным вопросам, связанным с реализацией инвестиционных проектов. К нам сегодня обращаются иностранные инвесторы за помощью в решении различных вопросов.
Полагаю, что эта работа будет усилена в случае принятия пакета документов по совершенствованию деятельности НАИП. В числе прочего в них будет обозначен и функционал агентства по участию в досудебном и судебном урегулировании споров. При этом основной задачей вижу недопущение спорных ситуаций. На это в том числе и будет направлена наша работа.
- Касательно законодательства - в каких направлениях вы видите дальнейшую работу?
- В плане совершенствования законодательства за последние годы сделано многое. Это подтверждается и позицией Республики Беларусь в рейтинге Doing Business - 38-е место.
Можно вспомнить принятые только в 2017 году документы. Декрет № 7 "О развитии предпринимательства" предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия бизнеса и власти, минимизирует вмешательство государства в работу организаций и наоборот, усиливает механизмы саморегулирования бизнеса. Также декрет №8 "О развитии цифровой экономики", которым вносятся революционные изменения: продлевается действие специального налогово-правового режима ПВТ до 2049 года, существенно расширяется перечень видов деятельности для резидентов, значительно упрощаются условия для развития продуктовой модели ИТ-бизнеса, вводятся институты английского права, снимаются ограничения на привлечение в ПВТ высококлассных иностранных специалистов, создаются новые возможности для подготовки кадров, а также создаются беспрецедентные условия по регулированию оборота цифровых валют и токенов. Кроме того, усовершенствован преференциальный режим индустриального парка "Великий камень". И это далеко не полный список.
Ряд документов сейчас находится в разработке. Так, планируются изменения в закон "Об инвестициях" в части возможности внедрения механизма страхования инвестиционных рисков и использования прочих современных инструментов инвестдеятельности, предоставления инвесторам гарантий стабильности при изменении законодательства, в том числе неприкосновенности прав собственности, в законы "О хозяйственных обществах" и "О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества".
Совершенствуется институт инвестдоговоров. Речь идет о доработке декрета №10 "О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь". Будут внесены правки и в закон "О государственно-частном партнерстве". Изменения предполагают распространить на ИТ-отрасль в сфере применения механизмов ГЧП, усовершенствовать процедуру заключения соглашения о ГЧП, а также расширить гарантии для частного партнера, предоставляемые государством. Инициатив много, но основная законодательная база уже сформирована. Основную задачу вижу не в постоянном совершенствовании, а в качественном исполнении действующих нормативных правовых актов.
- Денис Владимирович, как бы вы могли охарактеризовать прошедший год с точки зрения инвестиций в экономику Беларуси?
- Положительные тенденции наблюдались как в экономике в целом, так и в инвестиционной деятельности. Результат прошлого года по инвестициям в основной капитал - темп роста составил 105,3%. Причем надо отметить, что инвестиции поменялись структурно: более высокими темпами (119,5%) росли инвестиции в оборудование, машины и транспортные средства. Это говорит о том, что организации вкладывали не в стены, а в активную часть основных фондов, которые принимают непосредственное участие в процессе производства товаров, работ или услуг. В 2017 году иностранные инвесторы вложили в экономику Беларуси $9,7 млрд, что составляет 113,7% к уровню предыдущего года. При этом инвестиции от прямого инвестора составили за 2017 год Br7,63 млрд, темп роста - 110,3%. Иностранные инвесторы создают новые производства, расширяют действующие. Сегодня в Беларуси реализуются такие крупные проекты, как создание деревообрабатывающего производства в Сморгони ИООО "Кроноспан", строительство производственно-логистического комплекса в Сморгони ООО "Белагротерминал", создание промышленного производства лекарственных средств ООО "Новалок". Кроме того, китайская корпорация DRex Food Group Co., Ltd. планирует построить несколько молочных ферм в Витебской области, немецкая компания Polipol Holding GmbH планирует инвестировать в мебельное производство в Брестской области. И таких примеров много. Надеемся, что положительные тенденции, которые наблюдались в 2017 году, закрепятся и разовьются в текущем периоде. Все предпосылки для этого есть.
- Какие итоги работы НАИП в 2017 году можно назвать ключевыми?
- Говоря об итогах, будем исходить из основных уставных задач агентства. Одна из них - формирование положительного имиджа страны. По моему мнению, именно с этой задачей агентству удалось справиться лучше всего. У многих на слуху такие крупные инвестфорумы, как Belarus. Invest in tomorrow в Люксембурге, Белорусский инвестиционный форум в Минске, инвестфорум в Сингапуре. Мероприятие в Люксембурге вызвало большой интерес у представителей европейского бизнеса. Оно собрало более 200 участников, белорусскую делегацию возглавлял премьер-министр Андрей Кобяков. Предприниматели со всей Европы специально приехали узнать о Беларуси, что называется, из первых уст, получить ответы на вопросы, завязать контакты. Можно сказать однозначно, что форум поспособствовал повышению узнаваемости Беларуси. Не менее важным событием стал Белорусский инвестиционный форум в Минске. На нем были широко представлены сферы, в которые страна ожидает приток инвестиций, в первую очередь иностранных. Присутствовали не только европейские, но и азиатские инвесторы.
- Как сработало агентство в части привлечения и сопровождения иностранных инвесторов?
- В этой связи также есть позитивные тенденции: в прошлом году к нам обратилось на треть больше иностранных компаний, чем в 2016-м. Особенно важно, что в конце 2017 года мы заложили прочную основу для работы агентства как проектного офиса. Речь идет о закреплении сотрудников за каждым инвестором, а также его сопровождении на всех этапах - от знакомства со страной и ее законодательством до полной реализации проекта.
- Еще одно направление работы агентства - приватизация...
- В прошлом году НАИП продолжило работу по проекту с Всемирным банком по приватизации восьми белорусских предприятий. Дальше всего продвинулись по ММЗ, был интерес отдельных инвесторов. Работа велась с переменным успехом. Пока проект не закрыт, в этом году продолжаем. Кроме того, мы отобрали и правительство одобрило 4 новых предприятия для поиска стратегических инвесторов: в нефтехимической отрасли ОАО "Крион" и ОАО "Лакокраска", в легкой промышленности ОАО "8 Марта" и ОАО "Лента". Мы планируем привлечь к сотрудничеству опытных международных консультантов. У предприятий появится уникальная возможность воспользоваться услугами международных экспертов высокого уровня, чтобы повысить свою привлекательность без финансовых затрат как со своей стороны, так и со стороны бюджета. Также стоит сказать, что агентством предложены различные методы привлечения стратегических инвесторов в дополнение к "стандартной" приватизации. Речь идет о допэмиссии акций предприятий, создании совместного предприятия и прочих вариантах, которые позволят не ограничивать инвесторов в выборе возможностей инвестирования.
- В свое время в структуру НАИП был включен Центр государственно-частного партнерства? Над какими проектами сейчас идет работа?
- Решение о включении Центра ГЧП в состав агентства - это один из этапов выстраивания общей системы привлечения инвестиций в страну. В прошлом году мы сильно продвинулись по проекту реконструкции автомобильной дороги М10.
Кроме того, активно занимались проектами по строительству детских садов в Минской области, онкодиспенсера в Гродно. В ближайшее время рассчитываем на проведение заседания Межведомственного инфраструктурного координационного совета, после чего пойдет движение в направлении поиска частных партнеров. Плюс совершенствование законодательства. Сотрудники центра принимают активное участие в разработке нормативной правовой базы ГЧП. Например, участвуют в подготовке документов, необходимых для реализации проекта реконструкции автомобильной дороги М10.
Также практика показала, что требует корректировки закон "О государственно-частном партнерстве" и постановление Совета Министров №532 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года "О государственно-частном партнерстве". Вся работа по активизации института ГЧП - это коллективная деятельность, в которой мы взаимодействуем с государственными органами Беларуси, а также рядом международных организаций: ЕБРР, МФК, Всемирным банком, ЕЭК ООН, Евразийской экономической комиссией и другими.
- От итогов - к задачам. Как в 2018 году планируете действовать в части формирования положительного имиджа Беларуси за рубежом?
- Первый международный форум, который планируем провести в текущем году, будет в Японии. Это будет совместный проект с посольством Беларуси в Японии, Белорусской торгово-промышленной палатой, Могилевским облисполкомом. Ориентировочные даты проведения - 10-11 мая. Речь идет о двух городах: инвестиционная часть пройдет в Токио, региональная и торговая - в Осаке. Нам очень важно представить Беларусь в Японии, потому что пока инвестиционное сотрудничество двух стран на недостаточном уровне.
Также осенью планируем провести форум выставочного характера в Китае. Но нельзя забывать и о европейском направлении. Сейчас прорабатываем возможность организации мини-форума в Испании. Активно сотрудничаем с белорусским посольством, определяемся с форматом.
- По какому принципу выбираете страны для проведения инвестиционных форумов? Не распаляемся ли мы, из года в год проводя мероприятия в разных странах? Возможно, стоило бы сосредоточиться на одном-двух направлениях?
- Мое мнение заключается в том, что на данном этапе формировать положительный имидж страны за рубежом надо максимально широко. Поэтому мы и идем по пути организации инвестиционных форумов в разных странах и регионах: сегодня Люксембург, вчера Сингапур, позавчера Турция и т.д. Вообще, если бы это было возможно, можно было бы хоть каждый день форумы проводить. Однако есть определенные ограничения, в том числе финансовые, все-таки многое делается за счет бюджета.
- Будет ли в этом году Белорусский инвестиционный форум в Минске?
- Что касается форума в Минске, то с большой вероятностью в этом году мы его проводить не будем. Хотя изначально это мероприятие планировали, потому что концепция проведения предполагает регулярность. Другой вопрос, что БИФ 2017 года не показал той результативности, на которую мы рассчитывали. По сути, мероприятие во многом повторяло форум, проведенный в 2016 году. Поэтому в этом году хотим взять паузу, чтобы подумать над форматом. Возможно, сделаем упор на живую дискуссию, например, на предмет стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Беларусь.
- О чем идет речь?
- Речь о страновой стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций до 2030 года. Это должен быть стратегический документ, своего рода дорожная карта. Стоит задача определить, в каком направлении должна двигаться Беларусь в вопросе привлечения инвестиций. Но это будет не сугубо научный труд - там будут прописаны конкретные мероприятия, их исполнители и четкие сроки.
Разработать стратегию помогут международные эксперты, но в работу будет включена вся страна, НАИП выступит координатором вместе с Министерством экономики. Рассчитываем, что в третьем квартале этого года проект будет у нас на руках.
- Какие еще задачи ставите перед коллективом НАИП на 2018 год?
- Особое внимание нужно уделить переходу на работу в формате "проектного офиса". Много говорю об этом, так как вижу ключевую роль такого формата в привлечении конкретных инвесторов.
Принцип "проектного офиса" заключается в полном сопровождении инвестора с момента его первого захода в Беларусь и вплоть до заключения инвестдоговора и реализации проекта. Работа в этом формате началась, мы уже закрепляем конкретного сотрудника за конкретным инвестором, проектом. И они устанавливают тесную взаимосвязь, оказывают всестороннюю поддержку.
- Сами ищете инвесторов или работаете с теми, кто придет?
- У нас два основных источника. Первый был и остается - те, кто пришли. Сказать, что в агентство приходят крупные инвесторы, было бы неправильно.
Тем не менее, есть инвесторы, которые в дальнейшем создают юридические лица, реализуют проекты. Второй источник - инвесторы, которые попадают к нам через наше взаимодействие с государственными органами. Сейчас мы плотно этим занимаемся: обзвонили, объездили все госорганы на уровне заместителей руководителей, попросили их дать инвестпроекты - как новые, так и те, по которым работа уже ведется, чтобы мы подключились к работе, решали определенные вопросы и в целом сопровождали их реализацию.
Сегодня нам надо завоевывать авторитет, показывать, что мы полезны. Особенно что касается работы с инвесторами.
- Как еще можно повысить эффективность работы агентства?
- Ответ прост: прежде всего, необходимо ежедневно вкалывать. Сегодня у нас есть уставные задачи: сопровождение проектов, продвижение имиджа страны, координация ГЧП и другие. Каждый сотрудник, включая директора, должен кропотливо работать над их реализацией. Условия все созданы.
Дополнительное повышение эффективности работы агентства мы видим в изменении статуса НАИП путем переподчинения правительству. Это предусмотрено проектом указа по совершенствованию деятельности НАИП, который уже внесен в Администрацию Президента. Мы полагаем, что это также позволит усилить координацию работы государственных органов по привлечению иностранных инвестиций, повысит оперативность принятия мер.
Также поставлена задача оживить работу Консультативного совета по иностранным инвестициям. Это хорошая площадка для общения иностранного бизнеса и государственных органов. В настоящее время она востребована не в полной мере.
- Одна из инициатив НАИП прошлых лет - создание института инвестиционного омбудсмена. На каком этапе находится проект?
- Я бы сказал, что этот проект реализуется. В условиях оптимизации госструктур создание дополнительного института не видится целесообразным. Во многом уже сейчас агентство выполняет функции омбудсмена по спорным вопросам, связанным с реализацией инвестиционных проектов. К нам сегодня обращаются иностранные инвесторы за помощью в решении различных вопросов.
Полагаю, что эта работа будет усилена в случае принятия пакета документов по совершенствованию деятельности НАИП. В числе прочего в них будет обозначен и функционал агентства по участию в досудебном и судебном урегулировании споров. При этом основной задачей вижу недопущение спорных ситуаций. На это в том числе и будет направлена наша работа.
- Касательно законодательства - в каких направлениях вы видите дальнейшую работу?
- В плане совершенствования законодательства за последние годы сделано многое. Это подтверждается и позицией Республики Беларусь в рейтинге Doing Business - 38-е место.
Можно вспомнить принятые только в 2017 году документы. Декрет № 7 "О развитии предпринимательства" предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия бизнеса и власти, минимизирует вмешательство государства в работу организаций и наоборот, усиливает механизмы саморегулирования бизнеса. Также декрет №8 "О развитии цифровой экономики", которым вносятся революционные изменения: продлевается действие специального налогово-правового режима ПВТ до 2049 года, существенно расширяется перечень видов деятельности для резидентов, значительно упрощаются условия для развития продуктовой модели ИТ-бизнеса, вводятся институты английского права, снимаются ограничения на привлечение в ПВТ высококлассных иностранных специалистов, создаются новые возможности для подготовки кадров, а также создаются беспрецедентные условия по регулированию оборота цифровых валют и токенов. Кроме того, усовершенствован преференциальный режим индустриального парка "Великий камень". И это далеко не полный список.
Ряд документов сейчас находится в разработке. Так, планируются изменения в закон "Об инвестициях" в части возможности внедрения механизма страхования инвестиционных рисков и использования прочих современных инструментов инвестдеятельности, предоставления инвесторам гарантий стабильности при изменении законодательства, в том числе неприкосновенности прав собственности, в законы "О хозяйственных обществах" и "О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества".
Совершенствуется институт инвестдоговоров. Речь идет о доработке декрета №10 "О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь". Будут внесены правки и в закон "О государственно-частном партнерстве". Изменения предполагают распространить на ИТ-отрасль в сфере применения механизмов ГЧП, усовершенствовать процедуру заключения соглашения о ГЧП, а также расширить гарантии для частного партнера, предоставляемые государством. Инициатив много, но основная законодательная база уже сформирована. Основную задачу вижу не в постоянном совершенствовании, а в качественном исполнении действующих нормативных правовых актов.
Источник: БелТА