13 марта 2024
13 марта 2024 года Евразийский банк развития (ЕАБР) при поддержке центров ГЧП стран-участниц банка провел вебинар о транспортных трансграничных проектах ГЧП. Конечно, активное участие в организации принял и белорусский Центр ГЧП при НАИП. На вебинар пригласили представителей профильных госорганов России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. А также организации, развивающие сферу логистики и транзита на евразийском пространстве и частных инвесторов.
Государственно-частное партнерство – это модель сотрудничества государства и бизнеса, которая позволяет запускать инфраструктурные проекты с помощью инноваций, капитала и ресурсов частного бизнеса без перегрузки бюджета. Если упрощенно, это выглядит так. Частный партнер за свои деньги строит и много лет обслуживает какой-то инфраструктурный объект, например, дорогу или больницу. И за это получает из бюджета фиксированные платежи. Когда срок по контракту оканчивается, актив переходит в собственность государства или местных властей. Похоже на покупку в рассрочку: больница уже работает, а бюджет платит за нее частями. А частный бизнес, если все хорошо просчитает, может получить неплохую прибыль. Поэтому типичный контракт ГЧП – это многотомник, который готовят долго и тщательно.
А если с частным партнером договаривается не одно, а два государства, и они хотят вместе построить, например, дорогу через границу? Для этого есть механизм трансграничных проектов ГЧП. Самый свежий пример: мост через реку Амур, который связал российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Или Эрессунский мост между Данией и Швецией (там на самом деле не только мост, а еще и искусственный остров с туннелем).
Трансграничные ГЧП-проекты помогают строить мосты и в переносном смысле. Они успешно решают проблемы, возникающие в силу разницы инвестиционных возможностей государств и различий между законодательствами.
ЕАБР видит свою роль не только в организации обучения. Когда страны определятся с перспективными проектами, банк готов помочь (в том числе и грантами, и техпомощью) в их структурировании, как проектов ГЧП. Чтобы по итогам сказать, на каких условиях он готов давать деньги в эти проекты. И поскольку проекты долгосрочные, разумеется, речь идет и о субсидировании процентной ставки по кредиту.
Государственно-частное партнерство – это модель сотрудничества государства и бизнеса, которая позволяет запускать инфраструктурные проекты с помощью инноваций, капитала и ресурсов частного бизнеса без перегрузки бюджета. Если упрощенно, это выглядит так. Частный партнер за свои деньги строит и много лет обслуживает какой-то инфраструктурный объект, например, дорогу или больницу. И за это получает из бюджета фиксированные платежи. Когда срок по контракту оканчивается, актив переходит в собственность государства или местных властей. Похоже на покупку в рассрочку: больница уже работает, а бюджет платит за нее частями. А частный бизнес, если все хорошо просчитает, может получить неплохую прибыль. Поэтому типичный контракт ГЧП – это многотомник, который готовят долго и тщательно.
А если с частным партнером договаривается не одно, а два государства, и они хотят вместе построить, например, дорогу через границу? Для этого есть механизм трансграничных проектов ГЧП. Самый свежий пример: мост через реку Амур, который связал российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Или Эрессунский мост между Данией и Швецией (там на самом деле не только мост, а еще и искусственный остров с туннелем).
Трансграничные ГЧП-проекты помогают строить мосты и в переносном смысле. Они успешно решают проблемы, возникающие в силу разницы инвестиционных возможностей государств и различий между законодательствами.
ЕАБР видит свою роль не только в организации обучения. Когда страны определятся с перспективными проектами, банк готов помочь (в том числе и грантами, и техпомощью) в их структурировании, как проектов ГЧП. Чтобы по итогам сказать, на каких условиях он готов давать деньги в эти проекты. И поскольку проекты долгосрочные, разумеется, речь идет и о субсидировании процентной ставки по кредиту.