Международные финансовые институты готовы оказать поддержку в подготовке всех пилотных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Об этом сообщил министр экономики Беларуси Владимир Зиновский на открытии заседания Межведомственного инфраструктурного координационного совета (МИКС).
«У нас сейчас отобрано 7 пилотных проектов ГЧП. По ним всем есть подтверждение от международных организаций, таких как Европейский банк реконструкции и развития, Глобальный инфраструктурный фонд Всемирного банка, Международная финансовая корпорация о готовности оказать содействие правительству Беларуси в их подготовке», — отметил министр экономики Беларуси Владимир Зиновский. Министр подчеркнул, что Беларусь сейчас переходит от становления государственно-частного партнерства к его развитию.
В число семи пилотных проектов вошла реконструкция автомобильной дороги М10: граница Российской Федерации (Селище) — Гомель — Кобрин, 109,9-184,5 км. Также на основе ГЧП предполагается строительство Бешенковичской ГЭС (33 МВт-130 млн КВт/ч) на реке Западная Двина Витебской области и реконструкция комплекса зданий УЗ «Городская клиническая больница №3» в Гродно под Гродненский областной клинический онкологический диспансер.
Кроме того, планируется построить завод для сжигания мусора тепловой мощностью до 1,2 МВт и электрической мощностью до 1,0 МВт в Бобруйске; магистральную улицу в Гомеле протяженностью 41,35 км с учетом строительства моста через реку Сож и пяти путепроводов; детские дошкольные учреждения образования в регионах Минской области; первую очередь историко-культурного комплекса «Брест» в границах наружных оборонительных валов Брестской крепости.
Эксперты ЕЭК ООН высоко оценили белорусские пилотные проекты государственно-частного партнерства.
«Наши эксперты оценили те проекты, которые представила Беларусь, и все они получили хорошую оценку. Мы сделаем все возможное, чтобы составить программу для их реализации», — подчеркнул председатель делового консультативного совета по ГЧП ЕЭК ООН Джеймс Стюарт.
Руководитель программы ГЧП ЕЭК ООН Джеффри Гамильтон отметил, что за последние два года Беларусь очень сильно продвинулась в развитии государственно-частного партнерства. «Я считаю, что если вы будете продолжать работать в том же направлении и в том же темпе, то можете стать лидером в Восточно-Европейском регионе по развитию ГЧП», — констатировал он.
Джеймс Стюарт обратил внимание, что одним из значительных результатов работы Беларуси в области ГЧП является подготовка законопроекта «О государственно-частном партнерстве», который позволит реализовать инфраструктурные проекты с хорошим результатом.
«Важным результатом нашей деятельности является издание первого Национального инфраструктурного плана Беларуси на 2016-2030 годы. Это всего лишь первая попытка определить общие потребности страны в инфраструктуре и оценить дефицит ресурсов на их финансирование», — отметил Владимир Зиновский. По его мнению, в структуре Минэкономики необходимо создать специальное подразделение по вопросам ГЧП. «Полагаю, коллеги из Минфина тоже должны задуматься о создании такой структуры у себя в ведомстве», — пояснил он.
Первый заместитель министра экономики Александр Заборовский рассказал, что Минэкономики оценивает потребность страны в инвестициях в инфраструктуру на период до 2030 года на уровне $60 млрд.
«Наша главная задача — объединить бюджетные ресурсы, ресурсы частного сектора, привлеченные ресурсы крупных международных институтов. Инфраструктурный пакет хорошо сбалансирован, сегодня мы видим, что половину ресурсов, которые необходимы, можно изыскать в государственном бюджете, остальное – привлечение частного бизнеса. И в этом основная задача инфраструктурного плана – показать окно возможностей для частного бизнеса», — констатировал он.
Государственно-частное партнерство — модель сотрудничества государства и бизнеса, которая позволяет реализовывать важные социальные проекты с помощью инноваций, капитала и ресурсов частного бизнеса без перегрузки бюджета. В самом общем виде контракт ГЧП предполагает, что частный партнер создает и в течение оговоренного контрактом срока (обычно 10-20 лет) обслуживает инфраструктурный объект, за что получает из бюджета фиксированные платежи. По истечении срока контракта актив переходит в собственность государства (муниципалитета).
Межведомственный инфраструктурный координационный совет был создан в мае 2014 года. Его важнейшей задачей является разработка предложений по созданию правовых, экономических и информационных условий, способствующих привлечению частного капитала, в том числе иностранного, к реализации проектов по развитию инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства. МИКС является коллегиальным органом и рассматривает вопросы инфраструктурного планирования в долгосрочной перспективе (10-15 лет). Таким образом, его работа позволяет определить приоритетность реализации инфраструктурных проектов с тем, чтобы они оптимально соответствовали потребностям страны при рациональном использовании государственных средств, максимальных экономических, социальных и экологических выгод обществ.
По материалам БелТА