12 октября 2015
Интервью с директором инвестиционной компании «Юнитер» Романом ОСИПОВЫМ

Какие отрасли экономики могут стать точками роста белорусской экономики и во что имеет смысл инвестировать? Интервью с директором инвестиционной компании «Юнитер» Романом ОСИПОВЫМ. 

— Как вы оцениваете сложившийся уровень иностранных инвестиций в экономику Беларуси? 

— Если говорить об иностранных вложениях в нашу экономику, а не о реинвестировании прибыли, не о каких-либо займах между компаниями, которые тоже учитываются как инвестиции, то сумма невелика — 300—400 млн долларов в год. Она могла быть гораздо больше. Инвестиции направляются в промышленность строительных материалов, деревообработку, здравоохранение, различные информационные технологии — в предприятия, ориентированные преимущественно на экспорт.

— В какой «лакомый» бизнес мы можем предложить вложиться серьезному инвестору. Какие ниши у нас не заняты?

— Инвестору нужна быстрая окупаемость. Поэтому нам нужно просчитывать и предлагать проекты с быстрой окупаемостью. У нас есть преимущества: выгодное географическое положение, развитая инфраструктура, квалифицированная рабочая сила. На мой взгляд, инвесторов нужно привлекать для повышения эффективности уже работающих предприятий. При грамотной организации эффект может быть уже в течение одного-двух лет. Положительный пример — совместное со швейцарцами ЗАО «Штадлер Минск». В крупных государственных проектах необходимо задействовать зарубежных специалистов, обещать им долю в прибыли. Мы не привыкли платить управленцу со стороны, физическому лицу, например, 5 млн долларов, а на Западе платят, если он того стоит.

Поучителен опыт китайской экономики. В свое время частным предприятиям в Китае позволили управлять государственными активами, а также создали такие заманчивые условия для зарубежных инвесторов, что они стали переводить в эту страну свои производства, внедрять современные технологии. В итоге экономика Поднебесной расцвела…

Нам нужно обновлять и модернизировать наши крупные и средние предприятия, изыскивать средства для этого. Сейчас конкуренция в мире такова, что можно потерять некогда завоеванные с большим трудом рынки. Нам ни в коем случае нельзя отказываться, например, от машиностроения. Наоборот, следует наращивать производственный потенциал, совершенствовать менеджмент, постоянно обновлять модельный ряд и вытеснять конкурентов с рынков. Чтобы быть сильными, нужно кооперироваться с россиянами, другими партнерами по ЕАЭС, причем делать это нужно быстро. 

Благодатная почва для бизнеса — расширение рынка услуг. Часто поиски своей ниши напрямую зависят от анализа поведения людей. Привычки общества постепенно меняются. Например, раньше большинство хозяек занимались закатками на зиму. Теперь эта традиция понемногу уходит в прошлое. В Германии массово не занимаются закатками уже в течение полувека, а у нас всего лет 10—15. Иными словами, у частников появилась дополнительная возможность подзаработать, ведь соленья и варенья люди кушать не перестали. Еще один пример — оказание частниками простейших бытовых услуг населению: лампочку вкрутить, проводку заменить, помочь с сантехникой. Вновь востребована химчистка. Не надо недооценивать внутренний спрос.

— Насколько оправдана ставка на экспорт? Можно ли найти новые точки роста за границей?

— Развитие любого бизнеса обусловлено главным образом долей, которую он занимает на разных рынках, и конкурентоспособностью продукции. Если удастся найти большой, растущий рынок наподобие индийского или китайского и вложиться в те направления, которые растут быстрее, чем общая экономика, то прибыль может превзойти все ожидания.

Например, в развитых странах старение населения стало долгосрочным глобальным трендом, и многие стремятся заработать на нем. В частности, предприятия ориентируются на выпуск различных лекарственных средств и биодобавок, медицинских приспособлений, иными словами, на то, что понадобится немолодым людям. 

Интересная тема для рынков ЕС — выпуск деревянных изделий. В Европе осталось мало качественных лесов, поэтому права на рубку стоят дорого. Беларусь могла бы наладить выпуск интересной и востребованной продукции из цельной древесины с добавленной стоимостью до 300—400 %.

По материалам www.belmarket.by