10 декабря 2015
«Мы сделали ставку на эволюционную модель развития, а не революционную», — говорит гендиректор «Лидского пива» Аудриус Микшис, презентуя результат модернизации пивзавода, которая за 6 лет вылилась в 81 млн евро

«Мы сделали ставку на эволюционную модель  развития, а не революционную», — говорит гендиректор «Лидского пива» Аудриус Микшис, презентуя результат модернизации пивзавода, которая за 6 лет вылилась в 81 млн евро.  За это время были не только удвоены производственные мощности, закуплено новое оборудование и построен логистический комплекс, но и изменился подход людей к делу. Последнее Микшис называет самым главным результатом инвестиций.

Комплексная модернизация «Лидского пива» была запланирована в 2008 году, когда крупнейшим акционером и стратегическим инвестором завода стал финский концерн Olvi Oyj. Масштабная программа была разделена на два этапа (2009-2012; 2013-2015). Каждый этап требовал вложений на 40 млн евро. «Можно было бы построить завод с нуля в чистом поле, вышло бы дешевле. Но мы бы потеряли историю», — говорит Микшис и напоминает, что в следующем году лидскому пивзаводу исполнится 140 лет. «В итоге завод стал более современным, энергоэффективным и экологичным», — добавляет топ-менеджер.

Создание нового производства

Обновление затронуло все процессы производства, включая основу основ — отделение водоподготовки. Недавно были поставлены более мощные фильтры обезжелезивания, угольные фильтры, вытесняющие ароматы и система обратного осмоса воды, используемая для ее очистки. Новое оборудование было закуплено для обеспечения состава воды, соответствующего спецификации PepsiCo, рассказывает главный пивовар завода Дмитрий Ничипор. Теперь на лидском заводе готовится вода для трех видов продукции: газированные напитки, пиво и питьевая вода.

В производстве лидский пивзавод использует воду из собственной артезианской скважины глубиной 280 метров

Самый сложный процесс – это производство пенного напитка. Поэтому нам детально рассказали нюансы создания пива. Так вот, подготовленная вода попадает в варочный цех. «По-простому там варят пиво, но более корректно говорить «происходит варка пивного сусла», — рассказывает Дмитрий Ничипор. — Сусло становится пивом в емкостях брожения. А это оборудование —  для производства пивного сусла. Сначала происходит процесс затирания, где смешивается дробленный солод с водой. Затем идет процесс фильтрации, где мы отделяем сусло от пивной дробины. Потом это сусло варится. В процессе добавляются «специи» в виде хмеля».

«Варница» — это «сердце» пивоваренного завода. 80% качества продукции закладывается в этом цехе, говорит пивовар. Его производительность  составляет 12 варок в сутки по 45 тысяч литров пивного сусла за одну варку. «Отнимаем грубо 10-15% и получаем объем готового пива на выходе», - добавляет Ничипор.

Стоит сказать, что варница экологична: дробина, которая остается после производственного процесса, идет на изготовление кормодобавок для сельскохозяйственных нужд.

Здесь же можно увидеть и необычный для пивзавода интерьер: на полу лежит ламинат, с потолка свисают симпатичные светильники. Его создали финские дизайнеры. Ничипор рассказывает, что первоначально плафоны повесили на полметра выше. Но в итоге пришлось их перевешивать. Необходимо было соблюдать все стандарты.

«Лидское пиво»  обзавелось и новым дрожжевым цехом. Причем, как образно выразился главный пивовар, если сусло — это «сердце», то дрожжи — «лицо» пива. Благодаря установке нового оборудования, появилась возможность помимо чистых культур дрожжей низового брожения разводить дрожжи верхового брожения и, соответственно, производить сорта пива по новым технологиям.

Главный пивовар завода Дмитрий Ничипор в окружении журналистов

Модернизирован и отдел брожения. Он укреплён установкой 6 новых цилиндро-конических танков. В этих емкостях сусло превращается в пиво.

«Один танк вмещает 300 тысяч литров пива. Емкость оснащена  четырьмя рубашками охлаждения. Они нужны для влияния на процесс брожения. Дрожжевые клетки чувствительны к перепаду температур. Мы хотим, чтобы наше пиво не интенсивно бродило, а более плавно. Поэтому путем подхолаживания регулируем продолжительность процесса брожения. Это сказывается на вкусе, стойкости и так далее», — повествует Дмитрий Ничипор.

Процесс брожения занимает около недели. «После этого дрожжевые клетки осаждаются в конической части и удаляются, пиво охлаждается до минус 1 градуса, и вот при этой температуре начинается процесс созревания», — поясняет главный лидский пивовар. Весь процесс от заполнения одного танка до готового пива занимает ориентировочно 14-15 суток. Но есть сорта, которым требуется более 20 дней.

В настоящее время на предприятии функционирует 28 ЦКТ для пива и кваса, включая мини-ЦКТ. Мини-танк используется «для внутренних экспериментов перед запуском новых сортов», говорит Ничипор.

Реализация готовой продукции

Как происходит запуск новых сортов? Кто является главным дегустатором? «Сначала пиво должен оценить тот, кто его сварил, затем — внутризаводская комиссия. После этого подключаются специалисты отдела маркетинга и продаж — они должны выяснить, способен ли этот продукт занять достойное место на рынке. И только после утверждения генеральным директором продукт идет в массовое производство», — говорит Дмитрий Ничипор.

После того как пиво готово, лаборатория проверяет содержимое каждого танка. Затем, если все нормально, напиток подвергается фильтрации, где отделяются остаточные дрожжевые клетки. «Таким образом получается фильтрованное пиво», — говорит пивовар.

Следующий этап — линия розлива. На текущий момент ее мощность составляет 25 тысяч 1,5-литровых бутылок в час. «Лидское пиво» располагает шестью линиями розлива.

Упакованная продукция попадает на новый склад (площадь – 3,7 тыс. кв. м). «Здесь нет прямой связи с торговыми сетями. Это просто бункер. Он нужен, чтобы где-то хранить выпускаемую продукцию. А в каждом областном центре и Барановичах у нас есть региональные  отделы продаж. Уже оттуда продукция попадает на полки магазинов», — поясняет Ничипор.

Эффект от модернизации

Что дала модернизация «Лидскому пиву»? Компания стала на порядок более технически оснащенной. Но не меньше Микшис гордится и подписанными соглашениями о сотрудничестве с Warsteiner (лицензионное производство пива) и PepsiСo (выпуск газированных напитков). «Постоянные аудиты Warsteiner и PepsiСo нам очень много дали. Завод поменялся не только технически. У нас люди очень сильно поменялись как внешне (рабочая форма), так и внутренне (знают и понимают больше). Можно сказать, это самая существенная инвестиция. Если технику вы можете видеть наизнанку, то залезть в наш башкарик не всем удается», — говорит гендиректор «Лидского пива», где работают 820 человек.

А что дало перевооружение в коммерческом плане? По данным за январь-сентябрь 2015 года, компания  занимает третье место в категории «пиво» в Беларуси, первое — в категории «квас», первое — в категории «сидр и слабоалкогольные напитки», наращивает долю в сегментах «питьевая вода» и «газированные напитки». «Мы никогда не стремились захватить рынок большими скидками. Если дать скидку до себестоимости, то можно легко захватить рынок. Но за свой счет. А это не наш подход. Наша стратегия роста заключается не в революции, а в эволюции. Мы очень много внимания уделяем качеству продукта, работе над брендом», — говорит гендиректор «Лидского пива». 

Прибыль Лидского пива, согласно отчетности концерна Olvi, в январе-сентябре 2015 года составила 8,4 млн евро (против 12,3 млн евро за аналогичный период прошлого года). Правда, по словам Микшиса, только из-за валютных колебаний в начале года компания потеряла более 2 млн евро. «В стабильное время мы показываем хороший результат. Когда начинаются валютные проблемы, то, конечно, нам сложно, учитывая сильную привязку к инвестиционным кредитам», — отмечает Микшис. Кредиторская задолженность компании сейчас составляет 40 млн евро, это, по словам руководителя предприятия, средства материнской компании.

«Лидское пиво» недавно стало самой большой компанией в группе Olvi, а инвесторы продолжают верить в белорусский рынок, говорит Микшис.

Мысли о будущем

Топ-менеджер прогнозирует, что в случае относительно стабильного обменного курса прибыль в 2016 году сохранится на уровне 2015 года. Что касается пивного рынка Беларуси, который последние два года стагнирует, то Микшис надеется, что он не упадет, хотя и не вырастет. «Это и пессимистический, и оптимистический прогноз», — сказал он TUT.BY.

Гендиректор «Лидского пива» Аудриус Микшис

Микшиса «очень беспокоит [низкая] покупательная способность населения Беларуси и [сложная] ситуация в России, с которой белорусская экономика очень сильно завязана». «Если в России положение будет ухудшаться, то и нам будет нелегко», — констатирует он. Проседание экспорта в РФ – главный негативный итог уходящего года для лидского предприятия. А «диверсифицировать экспорт не так легко, как кажется», говорит Микшис, захотевший покорить рынок западных соседей.

В планах предприятия на 2016 год — инвестиции в размере 4 млн евро. Ресурсы пойдут на улучшение системы продаж и логистики.

Во время презентации можно было увидеть, как идет снос старых зданий завода (прежней лаборатории, мехцеха и др.). «Планируем сделать склад для хранения бутылок, преформ и других материалов», — пояснил Микшис.

Впрочем, не вся старина идет под бульдозер. Некоторые корпуса, которые представляют собой историческую ценность, будут реставрированы. Планируется создать музей, уложить брусчатку, поставить лавочки на официально зарегистрированной в Беларуси улице Пивной, которая находится на территории завода. «Внутри старого цеха пивной варки очень красиво. Я хочу там создать музей, построить конференц-зал, где, например, местные власти могли бы принимать официальные делегации. Можно будет проводить специальный экскурсионный маршрут. Но для всего этого нужны время, деньги и стабильная ситуация», — резюмирует гендиректор «Лидского пива».

Источник: tut.by