5 декабря 2014
Беларусь является страной с благоприятным инвестиционным климатом. Такую точку зрения высказал корреспонденту БЕЛТА генеральный директор словенской компании «Рико» Янез Шкрабец, который занимает первые позиции в элитном рейтинге наиболее авторитетных директоров Словении и больше 15 лет работает на белорусском рынке.

Беларусь является страной с благоприятным инвестиционным климатом. Такую точку зрения высказал корреспонденту БЕЛТА генеральный директор словенской компании «Рико» Янез Шкрабец, который занимает первые позиции в элитном рейтинге наиболее авторитетных директоров Словении и больше 15 лет работает на белорусском рынке. На международных рынках «Рико» уверенно завоевала авторитет успешной инжиниринговой компании в автомобилестроении, тракторостроении и самолетостроении, в области энергетики, защиты окружающей среды, логистики и строительства. Свою многоплановую деятельность в Беларуси компания начинала с поставок современного европейского оборудования для модернизации белорусской машиностроительной отрасли. Затем постепенно в спектр сотрудничества «Рико» вошли энергетика и строительство. В интервью Янез Шкрабец рассказывает о наиболее интересных совместных с белорусскими партнерами проектах и преимуществах работы в Беларуси.

- Господин Шкрабец, говорят, что история создания компании «Рико» уходит своими корнями еще в ХIХ век, а бразды правления перешли к вам от отца.

- Действительно, корни нашей компании уходят во вторую половину ХIХ века, когда на моей родине, в Рыбнице (колыбели словенского предпринимательства) была создана первая артель по изготовлению спортивного и медицинского инвентаря с логотипом JOR. На основе этого предприятия и был создан завод с названием “Ribniska industrija kovinske opreme” (RIKO).

В 60-е годы минувшего столетия «Рико» возглавил мой отец Станислав Шкрабец. Практически сразу компания стала ориентироваться на советский рынок. Вплоть до 1990 года предприятие специализировалось на производстве сельскохозяйственной техники, специальных тракторных прицепов, оборудования для аэропортов и коммунальной техники, для утилизации отходов. В 90-х годах прошлого века компания «Рико», наряду с производственной деятельностью, начала интенсивно развиваться в области инжиниринга.

Благодаря широкой палитре наших предложений и тому, что компания является представителем престижных европейских производителей, мы постепенно становились постоянным партнером в области модернизации технологических процессов на предприятиях автомобилестроения на рынке бывшего Советского Союза. 

Нужно понимать тогдашнее специфическое положение Югославии в Европе, которая стремилась уравновесить отношения со странами и на Западе, и на Востоке. На мой взгляд, югославский лидер Броз Тито (он руководил страной до 1980 года) проводил мудрую и взвешенную политику, благодаря которой были налажены хорошие экономические связи с другими странами. Уже в то время наша компания начала реализовывать крупные стратегические проекты по модернизации российского авто- и авиапромов, ведь мы представляли всю гамму югославских станкостроительных заводов. К слову, тогда Югославия входила в десятку самих крупных европейских экспортеров станкостроения.

В конце 80-х годов после окончания экономического вуза я пришел трудиться в компанию моего отца, а набравшись опыта, стал ею руководить. Кстати, отец и сейчас работает со мной в компании — ему 83 года, но он по-прежнему мой самый главный советчик. Отец ежедневно на автомобиле ездит на работу из Рыбницы, расположенной в 120-и км от нашей штаб-квартиры в Любляне.

Начало 90-х годов принесло новые политические и экономические реалии — распад Советского Союза. Югославия также пережила распад, войну, и это был очень тяжелый для нашей страны период. Мы каким-то образом успели сохраниться, хотя большинство станкостроительных заводов в странах бывшей Югославии, к сожалению, прекратили свое существование. Используя свои традиционные контакты с российскими предприятиями, мы заключили бартерный контракт с «АвтоВАЗом», который тогда не был таким мощным как сегодня. В тот непростой период мы помогали предприятию с продажей машин, помогали со станками, работая по бартеру — тогда было непросто с валютой. Могу сказать, что в результате сотрудничества с этим предприятием мы получили очень хороший опыт. И, кроме того, заработали себе хорошую репутацию, поскольку на протяжении более 10 лет четко выполняли все свои договоренности, что, собственно, и является нашим главным правилом.

- Как ваша компания пришла на белорусский рынок?
 
 — У меня были большие амбиции — я хотел расширять деятельность компании не только в плане поставок оборудования, но и в осуществлении проектов в энергетике, экологии, логистике, строительстве. У меня было желание создать большую универсальную инжиниринговую фирму и работать не только на Россию, но и на другие страны СНГ. Применяя полученный в России опыт, я решил постепенно перенести поле нашей деятельности на другие рынки, где возникает необходимость комплексных решений по внедрению модернизированных и более эффективных технологий, которые не загрязняют окружающую среду.

Уверен, что рынки стран постсоветского пространства имеют много преимуществ, ведь традиционно, еще с советских времен, югославские товары здесь имели хороший имидж, репутацию. И любое наше предприятие, которое начинает работать в странах СНГ, ощущает на себе это традиционно хорошее отношение, в том числе и в Беларуси. Ведь наша культура, традиции близки друг другу. Кстати, в нашей компании все русскоговорящие — это обязательное требование помимо владения английским и немецким языками.

Таким образом наш выбор пал на Минск, куда мы приехали 15 лет назад вместе со своим партнером Живорадом Смильковичем, который до этого представлял нашу компанию в Москве. Он возглавил представительство «Рико» в Беларуси и успешно руководит им, имея уже 30-летний стаж работы в нашей компании.

Работа в Беларуси началась с МАЗа, где мы получили первые заказы и куда с привлечением словенских инвестиций поставили первую линию оборудования для обработки моста. Это был крупный проект, во время реализации которого мы привезли в Минск много словенского станкостроительного оборудования. Но наряду с этим мы старались максимально использовать и передовые белорусские технологии.

Еще одним очень важным хочу назвать наш общий проект с немецкой фирмой Niles Simmons по поставкам на МТЗ технологического оборудования для обработки валов и шестерен. Здесь также для кредитования был подключен европейский банк.

В сфере промышленного инжиниринга в Беларуси мы осуществляли и другие проекты в области металлообработки и станкостроения с ведущими белорусскими промышленными флагманами. Кроме МАЗа и МТЗ, это БелАЗ, «Атлант», МЗКТ, «Гомсельмаш». Мы гордимся тем, что участвуем в модернизации белорусского производства, внедрении современных технологий, которые позволяют нашим белорусским друзьям выпускать высококонкурентную на зарубежных рынках продукцию. Хочу сказать, что не так давно мы открыли в Беларуси сервисный центр «Рико», специалисты которого также способствуют внедрению новых технологий на белорусском производстве. С учетом успешного белорусского опыта мы создали подобные центры в Эстонии, Украине, Казахстане, Азербайджане.

- Сотрудничество с Беларусью в станкостроении было стартовым. Сейчас «Рико» активно взаимодействует с белорусскими партнерами в других сферах, в том числе в энергетике. Чем интересны для вас эти направления?
 
 — Для меня важно, что в Беларуси пригодился наш словенский опыт создания электроподстанций, ГЭС. Мы в жестких конкурентных условиях выиграли возможность участвовать в проектах по модернизации белорусской энергетической системы — строительстве новых подстанций в том числе в Минске, который стремительно развивается и, соответственно, обновляет инфраструктуру. Таким образом, мы начали взаимодействовать с «Белэнерго», «Минскэнерго». Первоначально у нас был контракт на строительство в белорусской столице шести новых электроподстанций. С помощью нашей компании построены новые современные электроподстанции «Долгиновская», «Грушевская», «Каменная горка» и «Брестская» в Минске. Мы участвовали также в реконструкции подстанции «Петровщина». Сейчас в планах — строительство еще шести подобных объектов. И опять же традиционно к нашим проектам привлекаем белорусские предприятия, специалистов. Кроме того, все это мы осуществляем с привлечением и европейских кредитов.

Непременное условие реализации наших совместных проектов — использование самых современных как словенских, так и белорусских технологий.

- В конце октября в Любляне «Белэнерго» и словенская компания Kolektor ETRA подписали протокол намерений о сотрудничестве, в котором речь шла о возможности внедрения современных технологий производства силовых трансформаторов на Белоозерском энергомеханическом заводе. Компания «Рико» также проявила заинтересованность в привлечении инвестиций для осуществления этого проекта?

 - Да, действительно, мы заинтересовались такой интересной и перспективной идеей. Она, кстати, возникла в ходе четвертого заседания белорусско-словенской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое прошло в октябре в словенской столице. Я также был приглашен для участия в том заседании и хочу сказать, что на нем Беларусь и Словения подтвердили заинтересованность в укреплении экономических связей, что важно для словенского бизнеса. На заседании комиссии было обозначено много новых перспектив.

Что касается создания в Беларуси современного производства трансформаторов, то мы также прорабатываем возможность своего участия в этом проекте. Kolektor ETRA — наш партнер. Так, в 2011 году мы договорились с Kolektor ETRA о сотрудничестве в проекте строительства трансформаторных станций под ключ в Минске, о которых я уже говорил и где компания «Рико» участвовала в качестве генерального подрядчика. Поэтому можно сказать, что мы с Kolektor ETRA имеем хороший опыт совместного успешного осуществления проектов на белорусском рынке.

- Есть ли новые сферы сотрудничества, которые вы бы хотели освоить в Беларуси?

- В плане перспективного сотрудничества для нас очень интересна область экологии. Словения считается в Европе одной из наиболее развитых стран в плане бережного отношения к окружающей среде и вопросам экологии. У «Рико» большой опыт создания культуры производства с целью охраны окружающей среды, и мы готовы делиться этим опытом. Поставка оборудования для мусороперерабатывающих заводов, для очистки воды — вполне возможно, что лучшие словенские традиции в этом направлении будут востребованы и в Беларуси.

- Господин Шкрабец, насколько комфортно с вашей точки зрения работать в Беларуси зарубежным бизнесменам, инвесторам?

- Факт 15-летнего присутствия «Рико» на белорусском рынке уже говорит сам за себя. По моему мнению, здесь достаточно благоприятный инвестиционный климат, который к тому же постоянно совершенствуется.

Своим европейским коллегам мы рекомендуем Беларусь для вложения инвестиций, для реализации разнообразных проектов. Почему? Ответ прост — Беларусь политически стабильна, в стране много высококвалифицированных, высокообразованных специалистов, здесь минимум коррупции. Еще один важный аспект — осуществлять совместные с белорусскими партнерами проекты одинаково успешно можно не только в столице, но и в небольших городках. Большим плюсом также является географическое расположение.На мой взгляд, Беларусь — страна с большими перспективами.

Алина ГРИШКЕВИЧ

Источник: belta.by